КЛЕМПАЧ Галина
(сhagan-history@yandex.ru)
КУЗМИЧЕВА Марина (http://chagan-tranzit.ru)
ШАФРАН Юрий
(http://www.chagan.ru/)
КУРСАКОВ Александр
(http://nuclear-poligon.ru/)
Глава
I. В условиях, приближенных к боевым.
Глава
II. Из зоны радиации - в зону бюрократии.
В условиях,
приближенных к боевым….
ТАРАН
Павел Андреевич (1957 г.)
БЕЗБОКОВ
Владимир Михайлович (1960 г.)
АГУРИН
Леонид Иванович (1961 г.)
КУПЦОВ
Николай Сергеевич (1964 г.)
ВОЛКОВ
Александр Никитович (1969 г.)
КУЛИКОВ Михаил Алексеевич* (1971 год)
ДМИТРИЕВ
Владимир Борисович (1974 г.)
ТАБАШНИКОВ Николай Иванович* (1979 год)
БЕДИХИН Павел Тарасович* (1985 год)
ВОЛКОВИНСКИЙ
Александр Алексеевич* (1990 год)
ПЫЛЬНЕВ
Юрий Владимирович (1993 г.)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ в 60-х годах
«Первым
делом самолеты» м. 2009 г.
ОНИ В БИТВАХ РЕШАЛИ СУДЬБА ПОКОЛЕНИЙ
СТАРШИЙ ТЕХНИК ПО ВООРУЖЕНИЮ САМОЛЕТА
Шайковка. Передислокация в Чаган.
Прибытие бригады ракетчиков и 2 полка.
Народнохозяйственные задачи 1 полка
О бомбометании ледовых заторов и не только.
Эпилог….
(не знаю, как назвать)
ПОЛЕТ КАК ОТДЫХ ОТ ЗЕМНЫХ ЗАБОТ
Первые впечатления о самолетах
Балашовское военно-авиационное училище лётчиков
Вывозная программа на полевом аэродроме Святославка
Обучение на тяжелом самолете Ли-2
Старшина экипажа и старшина эскадрильи Слава Степанов
Спецшкольники Юра Князев и Володя Кипятков
«То, о чём не должен знать враг, не говори и другу!»
«Один из мушкетёров Дюма со временем
переквалифицировался в священники и даже стал епископом!»
Военно-воздушный факультете ВПА
Ежегодные войсковые стажировки
Политотдел Военно-Транспортной авиации
Отдела кадров Военно-Транспортной авиации
Помощник Главнокомандующего ВВС
Помощник депутата Государственной Думы
ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ ЗЕМЛЯКАМ – ЧАГАНЦАМ
НАШИ ЛУЧШИЕ ГОДЫ И СУРОВЫЕ ДНИ
Создание
аэродромной сети Дальней Авиации.
Круг
задач 34 отбаэ (СН и РП).
Посадка
на арктические ледовые аэродромы.
Суровые
особенности горбатого аэродрома Оленья.
Ядерные
испытания на Новой Земле
и
задачи экипажей 34 отбаэ (СН и РП).
Ты
помнишь, как всё начиналось…?!
Учитель
танцев или первый бал Виктории Кочуровой.
Первым делом самолёты, или страшная военная тайна.
Настоящий
председатель Муртазин или «друг бледнолицых»
Международная валюта или просто огненная вода
Запах черёмухи, или помню папа ещё молодой…
ПАПА, ЧАГАН и Сибирское казачество
И ЕЩЕ О ШКОЛЕ (И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ)
О математике и Лидии Владимировне…
О СОКРАЩЕНИЯХ и ПЕРЕСТАНОВКАХ...
Зенитно-ракетный
полк в/ч62872
Пятый
зенитно-ракетный дивизион
Ядерные
испытания на площадке Ш
Хочу немного рассказать о жизни и
быте гарнизона Чаган.
Воспоминания
о годах, прожитых в Чагане.
ПЕРВЫЕ ГОДЫ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ В АВИАЦИИ
УЧЁБА В ВВИА им. проф. Н.Е. ЖУКОВСКОГО
ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ 106 ТБАД
ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ГРУППОВОЙ СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ
И ПОДГОТОВОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЁТАМ
ОСВОЕНИЕ ЗАПОЛЯРНЫХ АЭРОДРОМОВ
ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ 1006 ТБАП В РАКЕТОНОСНЫЙ
ОСВОЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС
ОТДЕЛ КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
ОТДЕЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВОЙСКОВОГО
РЕМОНТА РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ
ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА 37 ВА ВГК (СН)
РАССЛЕДОВАНИЕ ЛЁТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
ИЗ ВОСПОМИАНИЙ ШТУРМАНА-НАВИГАТОРА
Грунтовый
аэродром подскока Шуга. 1964 год.
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ НА ДРЕЙФУЮЩЕЙ СТАНЦИИ СП-6
О
кислородном заводе и о жизни в нем.
Предыстория
появления самолетов – разведчиков.
ГАРНИЗОННЫЙ
ДОМ ОФИЦЕРОВ (ГДО)
ГРАБОВСКАЯ (Аванесова) Людмила
БЕЛОЗЕРЦЕВА
Татьяна Васильевна
Академик РАН В. Н. Михайлов в своей книге «Я- ястреб»
пишет:
Никто не понял, что в озере мертвая вода
Легко
дышится, хорошо слышится.
ПРЕСНЯКОВ
Александр Михайлович
МАКСИМАЛЬНО
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
ГОРОД,
КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ПАМЯТИ …
Полеты на боевое патрулирование
Немного о своих корнях, о родителях, о себе.
Приятно удивил и сам поселок Чаган.
О полетах на «Чайку» и аэродромных буднях.
Дальнюю Авиацию – с Новым учебным годом!
О Чагане - жизненных, природно-ностальгических.
Самое замечательное время в Чагане, по-моему – осень.
Несколько слов о смерти Чагана.
ЭТО
БЫЛО НЕДАВНО – ЭТО БЫЛО ДАВНО
Торжества,
парады, поздравления
Обслуживание
и снабжение гарнизона
Взгляд
на то же самое 9 лет спустя (письмо к Чаганцам)
Из зоны радиации – в
зону бюрократии
Наталья ПУРТОВА 1192
БОРЬБА С БЮРОКРАТИЕЙ ЗА ПРАВА ЧАГАНЦЕВ
ИЗ ЗОНЫ РАДИАЦИИ – В ЗОНУ БЮРОКРАТИИ
МИРОЛЕВИЧ Валерий 1208
ОФИЦЕРЫ
СУДЯТСЯ С ГОСУДАРСТВОМ
ЧЕЛОВЕК
С «ОСКОЛКАМИ» АТОМНОЙ БОМБЫ
Татьяна БАРЛАКОВА
1219
“ГРИБНАЯ” ОХОТА НА ЯДЕРНЫХ ПОЛЯХ
Как
выжить в условиях 30 Чернобылей
Подопытный
«планктон» «холодной войны»
ПАРАДОКС «ПРЕЗУМПЦИИ» НАШЕГО ГОСУДАРСТВА
Часть
II. Правовое регулирование для граждан,
Часть
III. Как защитить свои права через суд.
История – это миг. Она уйдет и никогда не
повторится... Исторические события, если они не отражены глазами очевидцев, со
временем стираются из памяти людей, становятся незначимыми, далекими и нереальными.
А без знания истории своих предков -теряется
связь времен, без осознанного анализа прошлого - новому поколению невозможно понять
настоящее и предвидеть будущее, без чувства гордости за свою семью и страну -
трудно быть патриотом и гражданином своей Родины. Ниточка, соединяющая
поколения, лишь тогда не оборвется, когда мы будем знать историю своей Семьи и историю своей Родины, чувствовать
реальную связь простых людей с историей страны и понимать отношение своих
предков к жизни.
Начиная этот проект, мы хотели сохранить память о
своих родителях. Ведь человек по-настоящему «силен корнями», когда знает кто он
такой, из какого рода-племени, в какой стране он живет, и вообще, зачем пришел
в этот мир. «Духовный ориентир» нужен прежде всего молодым, чтобы строить современное
общество, познавать науки, выдерживать стрессы, сопротивляться соблазнам и идти
в гору. Особенно это важно на сломе эпох, в то
время, когда большая часть нынешнего поколения живет только сегодняшним днем,
не воспринимает жизнь своих предков как реальность и вынуждена искать «точку
опоры», от которой можно оттолкнуться для успешного старта при выборе пути.
Свою задачу мы видели в том, чтобы сохранить историю Великой Страны
и великих «простых» людей на передовой
«холодной войны», собрать их воспоминания и рассказы, которые могли случиться
только там, только в то время и в той ситуации.
Следующему
поколению, вероятно, будет очень тяжело понять, как можно было на все это
потратить свою жизнь. Им, рожденным в свободной стране без
ограничения в передвижении по миру, трудно представить, как можно жить в
военном гарнизоне со строжайшим режимом, доступ в который, кроме служащих и их
семей, практически никто не имел.
Долгие годы в
печать не просачивалось никакой информации о людях, создававших
ракетно-ядерный щит Страны. Все работы по созданию атомной бомбы и средствам
ее доставки на территорию противника находились под завесой секретности.
Подписка «о неразглашении» участников ядерной программы не позволяла и не
позволяет им до сих пор говорить обо всем, что было.
Об этих людях и
сейчас мало кто знает. Большинство жителей страны и не подозревают, что живут с
ними рядом, и не догадывались о том, сколько сил потребовалось им для решения
этой задачи в сжатые сроки, о том, сколько
ученых и военнослужащих в ней участвовало, сколько закрытых городков было в то
время. И только перестройка приоткрыла завесы секретности…
Одним из таких секретных городков был Чаган, расположенный в 70 километрах от
Семипалатинска недалеко от всемирно известного ядерного полигона на территории бывшей Казахской ССР бывшего
Советского Союза, где в середине прошлого века был построен аэродром и
размещена 79 тяжелая
бомбардировочная авиационная дивизия стратегического назначения.
Официальными
источниками информация о 79 ТБАД до
сих пор не раскрыта. Но мы понимали, если не восстановим историю о Чагане
сейчас, то через несколько лет вместе с участниками событий уйдет в небытие и
память о нем. И было бы совершенно несправедливым, что о засекреченной жизни
нашего городка, в котором проживало около 10-15 тыс. человек никто ни когда не
узнает.
Перед нами не
стояла задача дать оценку конкретным событиям и боевым действиям, в которые
была вовлечена жизнь Чагана. Это дело историков. Нам же показалось важным
восстановить историю создания и жизни Чагана, через призму его миссии в истории
Страны. Через судьбы конкретных людей, через воспоминания участников событий создать полную
картину происходящих событий, уловить грани и оттенки истории и сформировать целостное представление о жизни страны
в тот период и Эпохи в целом.
Мы исходили из
того, что необходимо сохранить историю, которую
творили наши родители, бабушки и дедушки, близкие нам люди. Сохранить тот неповторимый
мир, которого, к сожалению, давно уже нет, но в который хотелось бы войти хоть
на миг…
Книга состоит из двух глав.
В первой Главе «В условиях, приближенных к боевым» участники событий повествуют о
трудном, но интересном времени, о том, как они служили, воспитывали детей и отдыхали,
о той неповторимой атмосфере, которая царила в их среде. Рассказывают о Чагане, судьба которого в период «холодной войны»
была неразрывно связана с историей стратегической авиации. О том, как этот
некогда степной полустанок стал одним из форпостов страны, гарантией
безопасности и самого существования государства.
***
Есть
события, которые не тускнеют со временем, а наоборот приобретают свою значимость,
определяющую роль в мировой истории, становятся содержанием всего геополитического
процесса. Таким событием является «холодная война» (1946 – 1991 гг.) - глобальное противостояние двух
военно-политических блоков, различных по своим социально-политическим системам.
Соперничество
между СССР и США не могло не привести к наращиванию вооружения с обеих сторон. У противника к этому времени была атомная бомба,
авианосцы и сотни стратегических самолетов, способных доставить атомные бомбы
до наших городов. Ядерная угроза со стороны США увеличивала их превосходство и
нарушала баланс сил, поэтому создание «ядерного щита» для
нашего государства, как обеспечение безопасности, оказалось первостепенной
важностью.
Но решение вопроса для нашей страны было
осложнено тем, что вызов был брошен всего спустя несколько месяцев после
завершения одной из самых разрушительных и кровопролитных в истории
человечества войн. Сразу после Второй мировой Советский Союз только начал восстанавливать разрушенную
промышленность, осознавать тяжелейшие ее последствия и вынужден был одновременно нести непосильные траты на ядерную программу.
Кроме создания ядерного оружия,
возникла необходимость создание средств его доставки на территорию вероятного
противника, воздушного патрулирования, разведки и защиты воздушного
пространства. Ядерный век начал свой отсчет…
Вызов был принят, и вся тяжесть легла на
плечи простых людей. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные
объединения – военно-промышленные комплексы, строились заводы, испытывалось
вновь созданное оборудование и оружие.
Свою часть этого креста в создании
«ракетно-ядерного щита» достойно пронесли и Чаганцы. На их долю, как на
первопроходцев, выпала нелегкая участь. Они жили в эпицентре событий. Тогда все было
впервые: и сами самолеты, которые надо было осваивать и дорабатывать совместно
с проектировщиками, и решение всех технических и эксплуатационных вопросов, и
организация полетов, и связь, и само ядерное оружие, и многое, многое другое…
Темпы
создания оружия и самолетов были очень высокими. Знаний, полученных в военных
академиях и на курсах усовершенствования инженеров, не хватало. Необходимо было
при поступлении новой техники совершенствоваться самим. Такая работа требовала
не просто исполнителей, а людей неординарных, с творческим мышлением. Людей,
которые действительно любили свое дело. Да и ответственность за то, что ты
несешь под брюхом самолета, должна быть соответственная. В этот период авиация
была в расцвете и туда подтягивалась элита общества, шли самые-самые…
Гонка
вооружения и политика со стороны противника достигли такого уровня, что "холодная
война" находилась на грани «горячей». Обстановка была накаленной. Наши
отцы ежедневно соприкасались с ядерным оружием, испытывали новую технику,
нарабатывали часы полета, недосыпая, тратили свои силы, чтобы в любую минуту
быть готовым к боевой задаче по предотвращению угрозы глобального конфликта.
Это
была тяжелая работа, как на огромном заводе под открытым небом и в жару, и в
стужу. Это был титанический труд без
напоминания важности. Эдакий каждодневный героизм во благо страны на уровне
обыденности. И
при этом, слово «война» в лексиконе наших родителей просто отсутствовало.
Они
защищали воздушное пространство страны, летали над океаном и обслуживали самолеты
с риском для жизни, и вместе с тем создавали семьи, воспитывали детей. На степных
просторах на пустом месте в своем городке им удалось создать неповторимую культуру,
сделать своих детей счастливыми и самодостаточными.
Благодаря усилиям огромного количества людей в нашей стране, и в
не меньшей степени Чаганцев, на военно-политическом пространстве между
соперниками был установлен ядерный паритет и стабильность была достигнута. Что еще раз подтверждает целеустремленность и единство
нашего народа при решении крупномасштабных задач в тяжелых условиях.
***
Изменение
политической ситуации, начало «перестройки», распад СССР, появление альтернативных
видов оружия - все это так или иначе повлияло на решение руководства
Вооруженных Сил расформировать 79
ТАБД, а Чаган закрыть. В настоящее время гарнизон, в котором некогда протекала
жизни целого поколения, разрушен…
Сколько
судеб поломалось в те годы у людей, поставивших свою жизнь на карту Дальней
авиации? А сколько людей ушло из жизни раньше срока из-за соседства с ядерным
полигоном? Кто сейчас ответит?
В
наше время тотальная власть рынка постепенно завоевывает все сферы нашей жизни.
Появились другие направления деятельности, другие приоритеты. Происходит смена
идейных и нравственных ценностей. Человеческие качества, которые были
востребованы ТАМ и в ТО время, становятся мало востребованы сегодня, а завтра
могут быть утеряны навсегда.
Сегодня,
к сожалению, снижен и ее былой престиж, и ее боевая мощь. В армию мало кто
хочет идти служить. Чтобы «откосить», изыскивают любые лазейки.
Закрываются
военные училища. Идет полный разгром школы подготовки военных кадров среднего и
старшего офицерского состава.
Авиационная
промышленность, с успехом конкурировавшая с самой развитой американской, на
грани развала. Как и раньше, основным козырем для удержания баланса сил является
ракетно-ядерное вооружение, созданное еще в прошлом веке. И это в то время, когда
авиация и оружие для бесконтактного ведения боевых действий являются приоритетными
в современной боевой обстановке.
И, хочется
верить и надеяться, что армия переживет этот позорный период коммерциализации,
возродится ее былая сила, и с Россией снова станут считаться в мире…
Во второй главе «Из зоны радиации – в зону бюрократии»
рассказывается о том, как государство решает вопросы по социальной защите
военнослужащих и их семей, выполнивших
свой воинский долг, заплативших за это здоровьем.
***
Вся
мировая общественность связывает полигон под Семипалатинском с разработкой и
испытанием ядерного оружия. За период его существования с 1949 по 1989 годы
было осуществлено более 400 взрывов, общая мощность которых составила около 18
мегатонн, что в 2500 раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму…
И
надо же такому случиться (по чьему-то злому умыслу или недомыслию), что с целью
созданию надежного ракетно-ядерного щита страны в этот же период (в 1958 году) 79 ТБАД была дислоцирована в районе пос. Чаган всего в 30-100 километрах от полигона!
Все
ядерные объекты были засекречены, поэтому большинство жителей Чагана, как и
все, кто жил в непосредственной близости от полигона, не догадывались о
масштабах испытаний и об их последствиях. О том, что радиоактивный след,
образованный при наземном взрыве на прилегающей территории несет в себе
смертельную опасность не только в первые минуты, но и спустя многие годы.
Подробности
нашего победного шествия к званию ядерной державы открылись только после того
как полигон закрыли.
Оказалось,
что радиоактивному загрязнению
подверглись не только экосистемы этой территории, также большие дозы радиации получили около
полумиллиона человек разного возраста, проживавших на прилегающих к нему
территориях. Наибольшее негативное воздействие оказали «ядерные испытания в
атмосфере» в период (1949-1963 гг.).
Всплыли
и факты, о том, что в процессе испытаний местное население и экипажи стратегических бомбардировщиков дальней авиации и по
совместительству члены их семей оказались непосредственными участниками испытаний,
а по существу подопытными. В то время, как чабаны пасли свой скот, а
чаганцы-авиаторы защищали рубежи Родины, секретные
военизированные медучреждения, замаскированных под ветеринарные, изучали
воздействие на них взрывов. Удобно и дешево.
Выяснилось
в результате, что здоровью населения
нанесен непоправимый вред. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблению
иммунитета, увеличило количество заболеваний со злокачественными образованиями.
Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального давления,
патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические заболевания,
суициды - все это печальное наследие полигона. Число больных лейкозом в
Семипалатинской области увеличилось примерно в два раза. Средняя продолжительность жизни здесь не
превышает 40-50 лет.
На
основании Закона от 18 декабря 1992
года Республика Казахстан всю территорию Семипалатинской области и прилежащие к
полигону районы (Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской
областей) признала зоной экологического бедствия, а пос. Чаган был отнесен к
зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой облучения свыше 100 бэр.
А 20 декабря 1993 года
был подписан Указ президента РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне».
Однако
эти благие намерения вот уже сколько лет искусственно тормозятся чиновниками
МЧС. Не помогают и тома переписки и многочисленные депутатские запросы.
Но,
видимо, новое Правительство РФ как правопреемник СССР и не собирается брать на
себя излишние расходы или, по крайней мере, пытается сэкономить их за счет
здоровья верных ему и служивших под присягой военных и членов их семей.
Государство
вынуждает военных выступать в качестве «просителей» и разговаривает с ними на
языке «Твоя моя не понимат». С каждым годом все больше усложняет процедуру
выдачи удостоверений, видимо, в надежде, что таких людей со временем будет
становиться все меньше...
Лишь
часть чаганцев, пострадавших от ядреных испытаний на Семипалатинском полигоне,
добилась через суд своего права на соцзащиту.
Но даже те крохи,
которые удалось отсудить счастливчикам, не компенсируют в полной мере затраты
на улучшение качества жизни.
Парадоксальность ситуации
заключается в том, что с одной стороны мы помним и любим Чаган. Пребывание на
планете Чаган так или иначе отразилось на судьбе каждого из нас. Для многих
Чаган стал Родиной. Даже спустя годы остается в памяти тот образ жизни и тот
микроклимат, который царил в городке. Это то место, где проходила молодость, где
зарождалась любовь, где была мужская работа и истинно мужская дружба, где твой
труд ценился, приносил удовлетворение и имел значимость в обществе. Одним
словом все, что и давало высокий смысл жизни. А с другой стороны - Чаган наводит ужас и обиду, которая пришла
позже, когда выяснилось, что ядерные взрывы на
соседнем полигоне (отношение к которым было когда-то обыденным делом) имеют весьма серьезные последствия для здоровья.
Твои силы иссякают быстрее, чем у твоих
сверстников на большой земле, твои друзья-однополчане уходят, не прожив свою жизнь в полной
мере, и что твоя любовь-то к Чагану – облученная.
Парадокс ещё и в том, что с одной стороны
люди выполняли свой долг, титаническим трудом обеспечивали боеготовность армии,
трудились и день, и ночь во благо страны, и по существу являлись участниками
боевых действий, а с другой стороны, полученные награды уже не соответствуют той миссии,
которую тебе пришлось выполнять. Поскольку награды — это только оценка твоего
труда, а твоя жизнь и жизнь твоей семьи, которым распоряжалось государство (по
праву твоей службы ему) — требуют значительно большей компенсации за потраченное
здоровье. Остается довольствоваться тем, что наградой за потраченное здоровье служат положительные эмоции и память о
счастливой жизни в степи на берегу Иртыша.
С одной стороны Чаган
когда-то стоял на защите рубежей нашей Родины, а с другой – сегодня -
это уже чужая страна.
С одной
стороны гарнизона уже нет физически, в
реальности, это мир,
который нельзя потрогать и увидеть, который уже никогда не повторится, а с другой
- связи с чаганским миром у многих оказались значительно сильнее, чем вновь обретенные в гражданской жизни, потому что культура и те моральные ценности,
которые мы приобрели в Чагане, более качественные,
чем требует сегодняшняя жизнь,
и частенько не совпадают с современным
окружающим миром, что так
притягивает нас к чаганскому братству…
Мы долгое время
собирали историю о Чагане, фотографии, рассказы и воспоминания, размещали их на
открытом пространстве Интернета. Основу представленной книги и составили
материалы, опубликованные ранее на сайтах: www.chagan.ru, http://chagan-tranzit.ru, http://nuclear-poligon.ru/.
В процессе ознакомления с материалами о том времени все яснее вырисовывалась
воистину монументальная картина, о которой мы даже не представляли, начиная
этот проект. Ведь мы «дети», о работе наших «отцов», о ее значении практически
ничего не знали. Мы жили со своими родителями на одном пространстве и не
подозревали, что великая история проходит совсем рядом. И только благодаря рассказам участников событий смогли осознать
трагичность прошлого и его величие.
И посему разрешите поблагодарить ВСЕХ наших ветеранов,
кто пожелал поделиться своими
воспоминаниями.
Огромное спасибо и глубокая
признательность всем, кто по памяти записал рассказы своих мужей и родителей,
которых, к сожалению, с нами уже нет.
Спасибо всем
корреспондентам, кто обратился к чаганской теме и рассказал миру о нашей жизни,
достижениях и проблемах. Все, что мы нашли в СМИ – также включили в наш сборник.
В книгу также вошли рассказы
чаганцев о других исторически значимых местах и событиях, участниками которых
они являлись. Эти рассказы позволяют лучше понять ТУ эпоху и характер ЭТИХ
людей.
Отдельно хочется сказать
спасибо Чутаеву Дмитрию Васильевичу, Овчарову Владимиру Дмитриевичу. С их рассказов и началась
чаганская летопись, с их благословения и помощи состоялся этот проект.
Спасибо большое Коновальчуку Ивану Демьяновичу и Федорову Владимиру
Николаевичу. Вы первыми - еще в 2008
году, когда мы только начинали собирать историю Чагана, откликнулись и написали
свои воспоминания.
Трудно переоценить и помощь
в поиске первичных материалов Куприяновой
Галины Ивановны.
При составлении сборника
использовались статьи чаганцев, которые были ранее опубликованы в книгах о
Дальней Авиации: «Первым делом самолеты», М., 2009 г., «В глубине неба», посвященной
воспоминаниям выпускников Балашовского военного авиационного училища лётчиков
1957 года, «Проверено небом» П.С.
Дейнекина, 2011 г.. Выражаем
огромную благодарность Степанову
Владиславу Алексеевичу, Овчарову Владимиру Дмитриевичу, Иванову Сергею Васильевичу, Шельдяшову Александру Петровичу за то, что сочли возможным
дать разрешение на размещение ранее
опубликованных материалов в нашем проекте. По вашим рассказам можно писать
учебники!
Слова благодарности хочется
сказать Никитову Владимиру Алексеевичу, за консультации и
разъяснения по всем вопросам в процессе работы.
НИЗКИЙ ПОКЛОН и ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ всем нашим родителям
за то, что создали для нас счастливое детство в экстремальных условиях!!!
Чаган навсегда остается в наших
сердцах и в нашей памяти!
Авторы и
составители надеются, что эта книга не только станет семейной реликвией для жителей
Чагана и их потомков, но будет интересна и широкому кругу читателей…
Составила
«Мы жили в ядерный век
в самом его эпицентре»
Чаган - населенный пункт в
Семипалатинской области, Казахстан. Другие названия: Половинка, Москва-400,
Москва-4, Семипалатинск-4, Семипалатинск-2.
Чаганка - речка, впадающая в Иртыш недалеко от пос. Чаган
Чаган - растение.
Arthemisia annua (словарь В. Даля)
Версия
В переводе с латыни
это растение, помимо названия Чаган, еще кличут как ПОЛЫНЬ!!! - что по-украински Чернобыль
Вот это
совпаденьице!!!
ЧАГАН - это ЧЕРНОБЫЛЬ Полыни высокой (божьего дерева) трава.
Полынь лечебная (Artemisia abrotanum L.) семейства Астровые Asteraceae)
применяется во многих странах в качестве лечебного средства для улучшения
пищеварения, как противоглистное. Широкое применение полынь лечебная нашла в
гомеопатии. Растение используется также в кулинарии и в быту. (И ещё. В СССР её
именем называли ядерные объекты (добавлено автором*)). (Корольков В.В.)
Версия
Казахи называют эту
реку «Белой», возможно, это перевод с калмыцкого. т. к. у калмыков и Каспийское
море называется Чагантенже, т. е. "белое море". Кстати название «река
Чаганка» есть Брокгауза и Эфрона как описание левого притока Иртыша между
Омском и Семипалатинском (Курсаков
А.И.)
Версия
У меня есть книжка
Муртазаева "Топонимика Средней Азии". Чагана там нет, но я писал (аж
году примерно в 1975) автору. И он сообщил мне, что точного понимания топонима
нет, но, скорее всего, он означает нечто типа "бурный,
стремительный". Применительно к "нашему" Шагану оно
соответствовало весеннему паводку. Что, впрочем, похоже на большинство степных
речек, берущих начало с близких гор. (Шафран
Ю. М.)
Версия
Это слово означает
"белый". Видел Чаган с птичьего полета? Белая глина, мы из нее лепили
чашки. На западе Казахстана тоже есть речка с таким же названием. (Зинкин С. А.)
16 июля 1945 года
* Проведены испытания
первой атомной бомбы в мире в США в штате Нью-Мексико (1.)
6 августа 1945 года
* США сбросили первую ядерную бомбу с самолета на г. Хиросиму. (2.1.)
5 марта 1946 года
* Выступая, в
присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в
развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира».
Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников
дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «ХОЛОДНОЙ
ВОЙНЫ». (1.1.)
6 ноября 1947 года
*
Министр иностранных дел СССР В.М.
Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что
«этого секрета давно уже не существует». Это заявление означало, что Советский
Союз уже открыл секрет атомного
оружия, и он имеет в своем
распоряжении это оружие. Научные круги Соединённых Штатов Америки приняли это
заявление В.М. Молотова как блеф… ТЕМ НЕ МЕНЕЕ (Кузмичева М.) http://chagan-tranzit.ru
1949 год
* «Авиэшин Уик» сообщил о проектировании нового самолета В-52 (4.8.)
4 апреля 1949
года
* В США создан блок НАТО (Кузмичева
М.)
29 августа 1949 года
* Взорвана первая
атомная бомба на Семипалатинском ядерном полигоне. Мощность ядерного заряда
около 20 кт. Длина радиационного следа составляла 300 км, ширина 40-50 км.
Максимальный уровень радиации по оси следа на местности вблизи села Долонь
Бескарагайского р-на составляла 224 Р. Облако от ядерного взрыва шло через наш городок,
а дальше на Алтай. (2.)
20 января 1953 года
* Стратегический бомбардировщик «М-4» (ОКБ Мясищев) совершил свой
первый полет. Максимальная скорость - 930 км/ч, потолок - 12 150 м, дальность
полета самолета с бомбовой нагрузкой 5000 кг бомб - 8100 км. Серийное
производство самолета началось в 1954 году. Всего на заводе №23 в Филях было построено
33 машины. (5.1., 5.2.)
12 августа 1953 года
* На Семипалатинском
полигоне было испытано первое термоядерное устройство. Самый мощный наземный
взрыв в СССР (400 кт). (2.)
5 августа 1954 года
* В США совершил
полет первый стратегический бомбардировщик Boeing B-52. Stratofortress. Максимальная
скорость - 1000 км/ч, практический потолок - 15 200 м, дальность полета
самолета с бомбовой нагрузкой 34000 кг - 4800 км. Всего к концу 1962 г. было
построено 744 самолета различных модификаций. (5.3., 5.4.)
1954 год
* На станцию Чаган начали прибывать под разгрузку эшелоны (с личным
составом и техникой) двух полков – 7 аэродромно-строительный и 16 строительный (Барчан В. И.)
Версия
Аэродром в Чагане был
создан как посадочная (а в перспективе, может, как и взлетная) полоса для
крылатой ракеты «Буря» (не путать с «Бураном»). Такой проект разрабатывался
конторой Лавочкина в 50-х гг. Ракета стартовала горизонтально с установки,
выходила на баллистическую траекторию (с прицелом на космос, понятно) и
садились по-самолетному. Отсюда и бетон толщиной сантиметров в 80, и помещение
на аэродроме с название «баллистичка» (для чего бы оно авиации?). (Шафран Ю. М.)
Версия
Судя по грандиозности взлетно-посадочной
полосы - длина
-
рулежно-стояночной полосы: длина
-
усиленных железобетонных плит толщиной до
(по некотором данным — от
аэродром Чаган строился для полетов
(взлет-посадка) очень тяжелых самолетов весом до 500 тонн. По
моему предположению, на этом аэродроме должны были проводиться летные испытания самолетов с атомными
силовыми установками (двигателями), разработку которых
начали проводить с
Июнь 1954 года
*
Василий Тимофеевич Логутов, тот
первый офицер, который вбил первый колышек в основание Чагана и спроектировал
основные сооружения военного городка летчиков ДА. А к зиме солдат и первых
офицеров поселили в первые деревянные домики. (Зайцева Л.Н.)
22 ноября 1955 года
* На Семипалатинском полигоне сброшена с самолета ТУ-16 первая
водородная бомба. Это было воздушное испытание ядерного заряда мегатонного
класса (1600 кт), самого мощного в истории ядерного оружия на Семипалатинском
полигоне. (2.)
1955 год
* Формирование первой
авиадивизии с базой в Узине под Киевом (106 ТБАД), оснащенной новыми самолетами.
Командиром был назначен дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий
(впоследствии его сменил В.В. Решетников). В его состав входили 406 ТБАП (Полковник
М.М. Харитонов) и 1006 ТБАП (Полковник Ю.П. Павлов). Дивизия формировалась
самыми опытными летчиками и штурманами из частей ДА, вооруженных в основном
ТУ-16. (5.5.)
5 июня 1955 г.
* Вступил в силу
Варшавский договор - договор
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ, оформивший создание
военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского
Союза — Организации Варшавского
договора (ОВД) и закрепивший
двуполярность мира на 34
года. Заключение договора явилось
ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР,
Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14
мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
(Действие Договора прекращено 1 июля 1991 года. Блок НАТО существует
ДО СИХ ПОР. Более того — он расширяется
на Восток) (Кузмичева М.) http://chagan-tranzit.ru
1 мая 1956 год
* Над Красной площадью пролетели первые 3 самолета Ту-95 (4.8.)
Май 1956 год
* На аэродроме Узин торжественно, с оркестром, выносом знамени и
митингом был встречен первый самолет ТУ-95. (Шельдяшов А.П.)
В конце 1956 год
* Подготовленные экипажи начали освоение заполярных аэродромов,
тундровых и ледовых взлетно-посадочных полос (ВПП). Для осуществления этих
задач на основные заполярные аэродромы заблаговременно было доставлено минимум
необходимого количества запасных частей. (Шельдяшов
А.П.)
1957 год
* Открыта средняя школа СШ № 24 (а без нее какая же история городка),
организованная первоначально для детей строителей и эксплуатационников 8 и 9
околотков железной дороги Жана-Семей – Конечная. С первого дня своего
существования школа сначала располагалась в пристанционном поселке
Комсомольский, затем (по мере пребывания семей военных строителей) в бараке
среди финских домиков (там потом был детский сад) и только в 57 году
переместилась в то здание, которое мы все помним.. Так что, возвращение школы в
станционный поселок (а об этом писали наши путешественники в Чаган летом прошлого
года) лишь завершило первый виток исторической спирали. (Барчан В.И.)
Директора школы № 24
19....г. – 1965 г.? Кораблин Николай Никитович
1964 г.
– 1965 г. Трещетка В.С.
1966г.
- 1975г.? Эйрих Виктор
Андреевич
19....г.
- 19......г.? Искакова
Светлана Каймульдиновна
3 августа 1957 года
* Совершен первый
полет межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, способной доставить термоядерный
заряд в любую точку США. (5.5., 5.6.)
26 сентября 1957 года
* Самолет ТУ-95 был принят на вооружение ВВС СССР. Размах крыльев -
50,04 м, длина – 46,17 м, высота – 12,5 м, площадь крыла – 283,7 кв. м, масса
пустого самолета – 90 тонн, максимальная взлетная масса – 172 тонны. Тип
двигателя – 4 ТВД НК-12, тяга – 4 х 12000 л. с., максимальная скорость – 920
км/ч, дальность полета – 15400 км, практический потолок – 12000 м, экипаж – 8
чел (5.5., 5.6.)
4 октября 1957
года
* Запущен первый советский спутник «Спутник-1»
Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). (Кузмичева
М.)
1958 год
*
В то время уже были построены: здание штаба полка, здание будущего ДАРМ, ГСМ,
Казармы (полка и базы), летняя столовая, склады, кочегарка. Отопление от
кочегарки работало исправно. В здании штаба базы был лазарет на 1 этаже. На 2
этаже по весне было открыто женское общежитие для привезенных из Иваново девушек и женщин. Весной на 1 этаже
казармы базы была также организована
техническая столовая. Солдатская столовая тоже была. В клубе кино
смотрели с кроватей. В жилом городке была уже построена первая коробка (квартал). На заселение составляли списки — кто с кем будет жить.
Работала почта. (Пуртов В.П.)
* Граница полигона проходила по руслу Иртыша. По степи шла
изгородь из колючей проволоки. У моста через Иртыш стояла комендатура. С
приходом 79-ой ТБАБ границу полигона перенесли ближе к Берегу. (Чутаев Д. В.)
* Арбузы на базе в/ч 06796 стоили 10 копеек за 1 кг на выбор.
Зарплата лейтенанта (чистыми) составляла приблизительно 1200 рублей (старыми). (Чутаев Д. В.)
Июль 1958 год
* Экипаж полковника Безбокова
В.М. прибыл из Узина в Чаган для осмотра и оценки объекта к боевой готовности.
(Коновальчук И. Д.)
Ноябрь 1958 года
* Прибытие на аэродром в Чаган первых самолетов (ТУ-95) 1 полка (в/ч 06680). Командир полковник
Сафонов. (Коновальчук И.Д.)
Декабрь 1958 года
* Дальней авиации
наращивалась небывалыми темпами. Аэродромы гудели от непрерывности полетов днем
и ночью. (4.8.)
* В конце декабря 1958 года в Чаган спецпоездом приехали семьи с
детьми. На дворе стоял мороз до минус 40-ка градусов. (Коновальчук И.Д.)
* 27 декабря 1958 года Безбоков Владимир Михайлович собрал
весь руководящий состав полка и задал, как он выразился, «всем» один вопрос:
«Можем ли мы завтра, т. е. 28 декабря, организовать полеты?» Все присутствующие
ответили: «Да, мы готовы!» Командир отдал приказ: «Завтра, 28 декабря,
организуем полеты в районе аэродрома. Готовьте к полетам личный состав и
технику!»
(Ильин
А.В.)
* Формирование 79-й
авиадивизии в Чагане (в/ч 10239). Командир дважды Герой Советского Союза
генерал-майор П.А. Таран. (Коновальчук И.Д.)
* Командиры 79 дивизии В.М. Безбоков и Л.И. Агурин получили генеральские звания в возрасте до 40 лет. (Чутаев Д.В.)
* Командиры 79 дивизии
ТБАД с 1957 года по 1994 год:
1957 год - Генерал-лейтенант авиации Таран П.А
1960 год - Генерал-лейтенант авиации Безбоков В.М.
1961 год — Генерал-полковник авиации Агурин Л.И.
1964 год - Генерал-майор авиации Купцов Н.С.
1969 год — Маршал авиации Волков
А.Н.
*** 1971 год — Генерал-майор(?)
авиации Куликов М.А.*
1974 год — Генерал-майор авиации Дмитриев В.Б.
*** 1979 год — Генерал-майор(?)
авиации Табашников Н.И.*
1985 год — Генерал-майор(?)
Бредихин П.Т.*
*** 1990 год — Генерал-майор(?)
Волковинский А.А.*
1993 год — Генерал-лейтенант Пыльнев
Ю.В.
* - нет
сведений
* В конце 1958 г. полк из Узина перевели под Семипалатинск.
Военный городок на берегу Иртыша. Вылетали в пасмурную сырую погоду, мокрые
самолетные чехлы загрузили в фюзеляж, а на аэродроме посадки нас встретил мороз
под 20 градусов и снег. Чехлы превратились в ком льда. Аэродром - посадочная
полоса и километров в двух двухэтажные дома-казармы. Ни обогреться, ни уборных.
Ночевали в казармах, в одном помещении 50-60 человек. Постепенно стали обживать
аэродром, поставили сборные теплушки, буржуйки. Начались полеты. (Санников В.А.)
1959 год
* В строевые части самолет начал поступать стратегический
авиационно-ракетный комплекс К-20, основу которого составил самолет-ракетоносец
Ту-95К, вооруженный крылатой ракетой Х-20М. Первым на стратегический
авиационно-ракетный комплекс К-20 начал перевооружаться 1006 тбап. Первую
группу переучивания на К-20 на заводах промышленности возглавил старший инженер
106 тбап, полковник-инженер Г.С. Кудин. (Шельдяшов
А.П.)
* За короткое время полк был обучен и смог выполнять любые задачи
Верховного командования. Летали в Арктику на маршруты с бомбометанием, с
различной дальностью полетов с продолжительностью 12-16 часов. Результатов
добились отличных. (Чутаев Д. В.)
Январь 1959 года
*Коллектив
ТЭЧ 1 чаганского полка, приступил к
разработке системы повышения качества труда авиационных специалистов всех
уровней. В первую очередь разрабатывались такие документы как:
а) План
отхода авиатехники в ремонт замену и регламентные работы.
б)
График повременной организации рабочих мест для групп специалистов ТЭЧ.
(Сетевые графики).
в)
Технологическая документация (Технологические карты) с очень подробным
описанием последовательности выполнения операций, с указанием особенностей этих
операций, возможных ошибок, контроля исполнения, уровень контроля (должностного
лица), и подписи исполнителя и контролирующих лиц.
г)
Система диспетчерирования всех производимых на авиатехнике работ.
И
многое другое. (Ильин А. В.)
1 февраля 1959 года
* Был пущен первый пассажирский состав Семипалатинск - Конечная.
Утром туда, вечером обратно. Состав состоял из тепловоза и двух пассажирских
вагонов с керосиновыми лампами. В вагонах было тепло. (Чутаев Д.В.)
Зима
1959-1960 гг.
* Зима была очень холодная. В домах и, особенно, в гостинице
лопались батареи. В гостинице по нескольку дней стояла в комнатах по минус 3-10
градусов. Спали в зимнем техническом обмундировании, в валенках, но не унывали.
Комиссия из Москвы устроила тревогу в 1 час ночи (как обычно). К 5 часам утра
температура опустилась до 45 градусов. В первом полку обморозилось более 20 человек (нос, щеки, пальцы). (Замечания
автора: «Ничего страшного. Молодым и море по колено»). (Чутаев Д.В.)
Апрель
1960 года
* Предшественник летчика Пауэрса пересек границу СССР и пролетел
над Семипалатинским ядерным полигоном, Приозерским ракетным полигоном и базой
стратегической авиации в Ча-гане. Он заснял их и благополучно ушел за границу.
Исходя из высших интересов, руководство страны приняло решение закрыть это
направление от повторных пролетов. (Курсаков
А.И.) http://nuclear-poligon.ru/
19
апреля 1960 года
* Зенитно-ракетный полк (войсковая часть 62872) спешно был
переброшен на Семипалатинский полигон, оставив свои позиции под Барнаулом.
Штаб части разместился в военном городке Чаган в 50 км от
Курчатова. Ракетные дивизионы были приведены в боевое положение и закрыли
воздушное пространство над Семипалатинским полигоном и базой дальней авиации в
Чагане.
* Чаганская 60 зенитно-ракетная бригада (после 1968 года, 120
зенитно-ракетный полк) подчинялась 33 дивизии ПВО в Семипалатинске. Та в свою
очередь подчинялась 14 отдельной Армии ПВО в Новосибирске. Армия подчинялась
непосредственно Главнокомандующему войск ПВО СССР.
* Номера дивизионов менялись несколько раз. Наверное,
чтобы запутать противника. А позывные дивизионов всегда оставались прежние.
1 (6) дивизион «Меч» - находился в 30-
(отвечал за ядерный
полигон)
2 дивизион «Плотик» - возле 16
городка, к северу от озера Балактыкуль,
немного юго-западнее ОТФ
Алга
(прикрывал хранилище
ядерных боеприпасов авиадивизии)
3(4) дивизион «Зоология» - по трассе
Чаган - Курчатов на левом берегу Иртыша
в районе 100го километра
домик и написано Зим.
(создавал единую зону прикрытия)
4 (3) дивизион «Небоскреб» - примерно
1-
(защищал 7 Городок и
аэродром с юго-востока)
6 (1) дивизион «Челн» - как раз под
Долонью на левом берегу Иртыша
группа домиков и написано ОТФ
(защищал 7 Городок и
аэродром с северо-востока)
5 дивизион «Рубец» -
(отвечал за ядерный
полигон)
5 зенитно-ракетный дивизион находился на 30 площадке полигона и
располагался прямо в степи.
* Тридцатая площадка полигона – это небольшие сооружения для
установки приборов радиационной разведки.
* Все дивизионы в обиходе именовались словом «Точка». Представляли
они из себя: четыре четырехквартирных домика с семьями офицеров, казарма,
несколько хозяйственных построек, стартовая позиция, с пусковыми установками,
станция наведения ракет и хранилище ракет. (Курсаков А.И.) (http://nuclear-poligon.ru/ )
Лето
1960 года
*
По решению правительства страны в Чагане создается 2 полк в/ч 19068 (26) и укомплектовывается новейшими самолетами
ТУ-95К способными дозаправляться в воздухе и нести одну ракету весом до 9 тонн.
Марка ее «Х-20» (командир полка Фалалеев). (Коновальчук
И.Д.)
* В Чаган из Белой Церкви прилетели самолеты 2 полка (в/ч 19068). (Коновальчук И.Д.)
Версия
В общении с личным
составом первый полк называли «Чебаки» с особым ударением на букву «Ч». Это
из-за того, что люди все свое свободное от службы время проводили на р. Иртыш и
ловили рыбу Чебак, которая ловилась без всякой наживки на крючок. А вновь организованный
второй полк, прозвали «Монголами», также как в Узине. Кличка «Монгол» прилипла
к служащим Узинского второго полка, т.к. командир полковник Павлов своими
раскосыми глазами и красноватым лицом был похож на монгола. (Коновальчук И. Д.)
Версия
Один из полков в
шутку именовали "Чебаками", а другой "Монголами". Говорили,
что так, называемые ЧЕБАКИ прибыли в, тогда еще, Москву-400 первыми. И когда,
прибывший несколько позже, полк с умилением увидел целые гирлянды сушеной рыбы
(т.е. тех самых чебаков)! ...Естественно первоприбыльцы и получили это
прозвище: ЧЕБАКИ. А несколько позже, вроде бы, один из экипажей вновь
прибывшего полка успешно отбомбился по местному коровьему стаду. Визит
обескураженных казахов и дал повод прилепить героям ситуации прозвище: МОНГОЛЫ.
(Усминский В. И.)
Версия
Что касается "чебаков" и "монголов". Я приехал в
Чаган в 1974 году и нас, зеленых лейтенантов, старшие товарищи в лице Гены
Лоншакова и Юры Стрелковского вводили в курс дела, что где находится и как
называется. По их версии выходило, что когда на аэродром перебросили второй
полк, новые люди были поражены, сколько в Иртыше вылавливали чебаков.
Вспомните, сколько этой рыбешки вялилось по гаражам, представляя собой
прекрасную закуску к любым спиртным напиткам, поэтому и назвали старожилов
"чебаками", а те, в свою очередь, дивясь, как вновь прибывшие метут
все с прилавков магазинов, благо в то время городок хорошо обеспечивался всем
необходимым, и называли их монгольским игом или "монголами" (Возмилов Ю. Ф.)
Версия
К общему семейству версий по "чебаков" и "монголов"
добавлю слова самого "монгола" – моего отца. Она такова: 1-й полк
"чебаки" прибыли на место без жен и детей. А когда в Чаган прилетел
2-й полк, то плотва, он же чебак, первое, что бросилось в глаза прибывшему в
городок составу 2-го полка. Поэтому "чебаки" очень органично прилипли
к 1-му полку, а поскольку они в долгу не остались, то вновь прибывшие были
прозваны "монголами" за то, что прибыли с табором жен и детей, как
кочевые монголы. (Захаров В. Б.)
60-е годы
* Вся деятельность
частей ДА перешла на научную основу, особенно в вопросах боевой готовности. Это
сетевое планирование всех вопросов учебной подготовки полков и особенно
вопросов боеготовности. В этот период в стране была введена научная организация
труда (НОТ) с ее сетевым планированием. Она коснулась и воинской деятельности.
В начале НОТ приживалась с трудом. Инженеры всех уровней относились к ней
скептически и шутили: все что непонятное, новое – «да… - это НОТ» В процессе
работы инженеры частей разобрались и оценили возможности и преимущества научной
организации труда, позволяющей им упорядочить организацию повседневной
деятельности во всех подразделениях полков и особенно при работе по тревоге. (Овчаров В.Г.)