http://www.shafran.chagan.ru/collage_05a.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В  ЭПИЦЕНТРЕ ЯДЕРНОГО ВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСК № 1                                                                                                   г. Москва , 2013 год

 

 

 

 


Оглавление

ЧАГАНСКИЙ ПАРАДОКС    12

КЛЕМПАЧ Галина  (сhagan-history@yandex.ru) 12

КУЗМИЧЕВА Марина (http://chagan-tranzit.ru) 12

ШАФРАН Юрий (http://www.chagan.ru/) 12

КУРСАКОВ Александр (http://nuclear-poligon.ru/) 12

История глазами очевидцев  12

Глава I. В условиях, приближенных к боевым. 13

Глава II. Из зоны радиации - в зону бюрократии. 16

Чаганский парадокс. 17

Низкий поклон. 18

В условиях, приближенных к боевым…. 20

ЧАГАНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ    20

КЛЕМПАЧ Галина   20

КОМАНДИРЫ 79 ТБАД    57

ТАРАН Павел Андреевич (1957 г.) 57

БЕЗБОКОВ Владимир Михайлович (1960 г.) 59

АГУРИН Леонид Иванович (1961 г.) 60

КУПЦОВ Николай Сергеевич (1964 г.) 61

ВОЛКОВ Александр Николаевич (1969 г.) 62

КУЛИКОВ Михаил Алексеевич* (1971 год) 63

ДМИТРИЕВ Владимир Борисович (1974 г.) 63

ТАБАШНИКОВ Николай Иванович* (1979 год) 64

БЕДИХИН Павел Тарасович* (1985 год) 64

ВОЛКОВИНСКИЙ Александр Алексеевич* (1990 год) 65

ПЫЛЬНЕВ Юрий Владимирович (1993 г.) 65

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА ДАЛЬНЕЙ  АВИАЦИИ в 60-х годах   66

«Первым делом самолеты» м. 2009 г. 66

НАГРАДЫ РОДИНЫ     67

СЕРГИЕНКО  Анатолий Михайлович   67

В/Ч 06680 (1 полк 1023 ТБАП)  71

КУПРИЯНОВА Галина Ивановна   71

МИЗИНОВ Михаил Перович  74

НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ    76

КУЗМИЧЕВА Марина   76

ОНИ В БИТВАХ РЕШАЛИ СУДЬБА ПОКОЛЕНИЙ    77

ЗАЙЦЕВА Лариса Николаевна   77

СТАРШИЙ ТЕХНИК ПО ВООРУЖЕНИЮ САМОЛЕТА 85

ЧУТАЕВ Дмитрий Васильевич   85

Шайковка. Передислокация в Чаган. 85

В Чаган я добирался так…. 86

Прибытие 1 полка  90

Прибытие бригады ракетчиков и 2 полка. 91

Особенности природы и быта. 94

1 полк, 2 эскдрилья. 105

Кочегары   107

Аэродром Оленья. 109

Карибский кризис  114

Остров Средний  120

Белая  122

Народнохозяйственные задачи 1 полка  124

«Чебаки» и «Монголы»  125

Зима, жара и бураны   127

Ядерный полигон  132

ЭТО НЕ ВЕРСИЯ. 139

ПУРТОВ Владимир Петрович   139

Передислокация  140

Первые дни в Чагане. 141

4 АЭ. О ядерных испытаниях. 142

О бомбометании ледовых заторов и не только. 146

О полетах космонавтов. 148

АТОМНЫЕ СОЛДАТЫ     151

ПЕРЕЛЫГИН Георгий Михайлович   151

ЧЕТЫРЕ ДОЛЬКИ ГОДА    161

ПЛИШКО Зиновий Федорович   161

МЫ РОДИЛИСЬ В УЗИНЕ    173

ИЛЬИН Александр Васильевич   173

Первый блин комом   173

Погоня за надежностью   189

Чаган в вопросах и ответах  197

Мы были первым авиаторами  206

Борьба за качество труда  216

Прыжок из "Ничего"  229

ИЗ «ЛИНИИ МОЕЙ ЖИЗНИ»   240

КОНОВАЛЬЧУК Иван Демьянович   240

И так по порядку: 240

Узин  241

Чаган  242

Воркута  245

Остафьево  246

Эпилог…. (не знаю, как назвать) 246

ПОЛЕТ КАК ОТДЫХ ОТ ЗЕМНЫХ ЗАБОТ 249

ОВЧАРОВ Владимир Дмитриевич   249

Первые впечатления о самолетах  250

Мои университеты   252

Балашовское военно-авиационное училище лётчиков  253

Взрывпакеты вместо гранат  254

Вывозная программа на полевом аэродроме Святославка  256

Обучение на тяжелом самолете Ли-2  257

Старшина экипажа и старшина эскадрильи Слава Степанов  258

Спецшкольники Юра Князев и Володя Кипятков  259

Остафьево  259

79 ТБАД Чаган  260

«То, о чём не должен знать враг, не говори и другу!»  262

«Один из мушкетёров Дюма со временем переквалифицировался в священники и даже стал епископом!»  262

Военно-воздушный факультете ВПА   265

Ежегодные войсковые стажировки  267

Паневежис  268

Политотдел Военно-Транспортной авиации  269

Отдела кадров Военно-Транспортной авиации  270

Отдел кадров Главкомата ВВС   271

Служба в ИАС   272

Помощник Главнокомандующего ВВС   274

Помощник депутата Государственной Думы   274

О роли политорганов  275

Надежды на перестройку  278

Главком ВВС Дейнекин П.С. 279

Период распада  282

Эпилог  284

ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ ЗЕМЛЯКАМ – ЧАГАНЦАМ 285

БАСКАКОВ Вячеслав   285

ВЕХИ БИОГРАФИИ    286

СМИРНОВ Александр Иванович   286

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ    300

СМИРНОВ Александр Иванович   300

НАШИ ЛУЧШИЕ ГОДЫ И СУРОВЫЕ ДНИ  306

СТЕПАНОВ Владислав Алексеевич   306

Холодная война. Базы США. 306

Создание аэродромной сети Дальней Авиации. 306

Круг задач 34 отбаэ (СН и РП). 307

Северное сияние  308

Инженеры-метеорологи  309

Посадка на арктические ледовые аэродромы. 309

Морские спасательные жилеты. 310

Суровые особенности горбатого аэродрома Оленья. 310

Ядерные испытания на Новой Земле  312

и задачи экипажей 34 отбаэ (СН и РП). 312

Наша жизнь в поселке Высокий. 315

Эпилог  318

САНТА-МАРИЯ и другие  322

КУЗМИЧЕВА Марина, 322

КОРОЛЬКОВ Владимир, 322

СИЗОВ Виктор   322

ТАМ ЧЕРЕМУХА ВМЕСТО СИРЕНИ  334

КОЧУРОВ Алексей   334

Ты помнишь, как всё начиналось…?! 334

Учитель танцев или первый бал Виктории Кочуровой. 337

Первым делом самолёты, или страшная военная тайна. 340

Настоящий председатель Муртазин или «друг бледнолицых»  343

Международная валюта или просто огненная вода  345

Запах черёмухи, или помню папа ещё молодой…    346

ПАПА, ЧАГАН и Сибирское казачество   351

КУЗМИЧЕВА Марина   351

НАЧАЛО   353

ДЕТСТВО   359

ВОЙНА   362

И СНОВА СЕМИПАЛАТИНСК   366

ДНЕПРОПЕТРОВСК   367

АРМИЯ   376

ДАУГАВПИЛС   379

МАМА   384

ЖАНА-СЕМЕЙ. 389

ГОРОДОК. 391

СЛУЖБА   395

И снова ДНЕПРОПЕТРОВСК   401

ПОСЛЕСЛОВИЕ   406

РОДИНА МОЯ – ТЕРМОЯДЕРНАЯ    409

КУЗМИЧЕВА Марина   409

ПАПИНА РАБОТА   410

ВЗРЫВЫ. ЯДЕРНЫЕ. 418

БЫТ   423

ВКУСНОЕ   453

ОЗЕЛЕНЕНИЕ   455

ДОМ ОФИЦЕРОВ   463

ТАНЦПЛОЩАДКА   467

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ   472

ИРТЫШ    475

Из серии “В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»  521

РАССКАЗЫВАЛИ…    531

ПОЛИКЛИНИКА   537

БОЯРКА   541

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА   547

И ЕЩЕ О ШКОЛЕ (И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ) 553

ПИОНЕРЫ    568

ТРУДЫ    582

ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР  584

ВДОГОНКУ К ТЕРМОЯДЕРНОЙ    591

КУЗНЕЦОВА (Анищенко) Людмила   591

О ядерных взрывах…    591

О криминогенной обстановке…    593

О неравной борьбе…    594

О жаре, колбасе и радиации…    595

Об озеленении…    596

О математике и Лидии Владимировне…    596

О печальном   597

И еще самолетах…    598

ВОЗДУШНЫЙ СОЛДАТ    599

СИЗОВ Владимир Сергеевич   599

НАЧАЛО   599

ВОЙНА И УЧЕБА   600

НА ФРОНТЕ   605

О ЯДЕРНОМ…    609

ВЕНГЕРСКИЕ СОБЫТИЯ   615

И ВЕНГРИЯ, И СУЭЦ…    617

О СОКРАЩЕНИЯХ и ПЕРЕСТАНОВКАХ... 619

ЭРА ТУ-95. ЧАГАН. 620

ИТОГИ   628

ПОСЛЕ ТОГО…    628

ПОЛИГОН И ТОЧКА    631

КУРСАКОВ Александр   631

Зенитно-ракетный полк в/ч62872  632

Пятый зенитно-ракетный дивизион  634

Ядерные испытания на площадке Ш    635

«Сектор» на Берегу. 638

Городок Чаган  639

До Кубы   641

Песня  642

Ниточка  644

Тупой народ  646

КОРНИ    648

КУРСАКОВ Александр   648

КОМАНДИР КОРАБЛЯ Ту-95   670

ТИХОМИРОВ Вениамин Иванович   670

ВОСПОМИНАНИЯ ШТУРМАНА ПОЛКА    676

КУШПЕЛЕВ Владимир Николаевич   676

Коротко о себе  676

Энгельс  677

Белая церковь и Узин  679

Чаган  679

Хочу немного рассказать о жизни и быте гарнизона Чаган. 686

ОХОТА ЗА ПРИЗРАКАМИ    690

КУЗНЕЦОВ Анатолий   690

ПОЛИГОН    696

БЕРЕЖНАЯ Ольга   696

БОЕВАЯ СЛАЖЕННОСТЬ    698

В. БЕЗБОКОВ   698

60 ЛЕТ ВМЕСТЕ    701

КОКИН Иван Дмитриевич   701

КОКИНА Людмила Павловна   701

МОЙ ПУТЬ В АВИАЦИИ   702

Воспоминания о годах, прожитых в Чагане. 706

ЗАПИСКИ ВЕТЕРАНА    709

ШЕЛЬДЯШОВ Александр Петрович   709

ПЕРВЫЕ ГОДЫ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ В АВИАЦИИ   710

УЧЁБА В ВВИА им. проф. Н.Е. ЖУКОВСКОГО   713

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА   714

ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ 106 ТБАД   714

ФОРМИРОВАНИЕ 1006 ТБАП   715

ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ГРУППОВОЙ СИСТЕМЫ    717

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ   717

И ПОДГОТОВОК АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ К ПОЛЁТАМ    717

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ   718

НОВОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ   718

ОСВОЕНИЕ ЗАПОЛЯРНЫХ АЭРОДРОМОВ   719

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ 1006 ТБАП В РАКЕТОНОСНЫЙ   720

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ 1226 ТБАП   722

ОСВОЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС   725

ДОЗАПРАВКА ТОПЛИВОМ В ПОЛЁТЕ   726

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПРАВНОСТИ, БОЕГОТОВНОСТИ И НАДЁЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ   728

АНЕКДОТИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ   733

ОТДЕЛ КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ   736

ОТДЕЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВОЙСКОВОГО   738

РЕМОНТА РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ   738

ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА 37 ВА ВГК (СН) 740

РАССЛЕДОВАНИЕ ЛЁТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ   742

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   744

ТРИ СОСНЫ     745

ФЕДОРОВ Владимир Николаевич   745

БОГ ТЫ МОЙ!  750

БОЛЯРСКИЙ Виктор Николаевич   750

Итак, все по порядку. 750

ЧАГАН   751

МОНГОЛИЯ   759

ВЬЕТНАМ    765

АНГАРСК   773

ТЕЛЕМБА   783

НОВОСИБИРСК   789

ЛЕТЧИКИ ЧАГАНА    794

ДОБРОЛЮБСКИЙ В.И. 794

ИЗ ВОСПОМИАНИЙ ШТУРМАНА-НАВИГАТОРА 796

ЗАХАРОВ Валерий  796

Александр Игнатьевич МОЛОДЧИЙ   796

ЧП над океаном   798

Время Ч - Кубинский кризис  800

Грунтовый аэродром подскока Шуга. 1964 год. 802

МОЛОДЧИЙ Александр Игнатьевич  803

Молодчий Александр Игнатьевич  803

ХАРИТОНОВ Николай Николаевич  805

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ НА ДРЕЙФУЮЩЕЙ СТАНЦИИ  СП-6   807

ЗАХАРОВ Валерий   807

«АЛИГОТЕ»   843

ЗАХАРОВ Валерий   843

ГИМН ГОРОДКА ЧАГАН    851

Владимир ЗУБОВ-ЖЕМБРОВСКИЙ    851

30 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ В В/Ч 10239   852

ПЕЛЕХ Мария Байтемировна   852

МОЯ СЛУЖБА В ЧАГАНЕ    855

ПЕТУХОВ Леонид Захарович   855

7 городок  857

О кислородном заводе и о жизни в нем. 861

Ядерные испытания. 863

Предыстория появления самолетов – разведчиков. 865

Прощание с Чаганом…    869

ИЗ ДЕТСТВВ:  Кислородный завод   874

КОЧУРОВ Алексей   874

ГАРНИЗОННЫЙ ДОМ ОФИЦЕРОВ (ГДО)  877

ГРАБОВСКАЯ (Аванесова) Людмила   877

ПРОСТО СУДЬБА…     896

БЕЛОЗЕРЦЕВА Татьяна Васильевна   896

«ПРОЕКТ ЧАГАН» – МИРНЫЙ АТОМ…     912

КУЗМИЧЕВА Марина   912

«Испытание 1004»  915

Газета «Известия», 1966 год: 922

Академик РАН В. Н. Михайлов в своей книге «Я- ястреб» пишет: 922

Никто не понял, что в озере мертвая вода  923

ВЗЛЕТАЮТ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ    927

Б. НИКИТИН    927

В северном полушарии. 928

Экипаж и командир  930

Легко дышится, хорошо слышится. 931

Ответственность  933

Над океаном! 934

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ 936

ДМИТРИЕВ Владимир Борисович   936

ПЛОХОВ Алексей Александрович  939

ЧАГАНСКОЕ БРАТСТВО    941

ДМИТРИЕВА Нэлли Васильевна   941

ТРОФИМОВЫ    947

СПОРТШКОЛА   949

Спортивный лагерь «ЧАЙКА»  951

Моя жизнь после спортшколы   952

СЕРЫШЕВО   955

Соседство с ядерным полигоном   956

Служение Родине и Авиации  959

ДЮСШ      971

ГОРОШКО Надежда   971

ХОЛОДИЛОВА Наталья   971

ДОРОГА В НЕБО    977

ПРЕСНЯКОВ Александр Михайлович   977

Досье  977

Мое образование  978

Моя служба в ДА   982

Моя жизнь на Алтае  986

МОЯ СЛУЖБА В ЧАГАНЕ    988

Никитов Владимир Алексеевич   988

МАКСИМАЛЬНО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ    994

СУЗИКОВ Виктор Степанович   994

ГОРОД, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ПАМЯТИ …     997

ШАЙМАРДАНОВА Лилия   997

ЧАГАН ЖИВ    999

ИВАНОВ Сергей Васильевич   999

Пролог  999

Переучивание на Ту-95МС   1000

Программа «Резонанс»  1013

Дозаправка топливом в полете. 1017

Программа « Баланс»  1028

Полеты на боевое патрулирование  1031

Танкера. 1048

Дальние полеты. 1054

Эпилог  1068

ЧАГАН – моя Родина   1070

НИКИТОВА Людмила   1070

О СВОЕЙ СЛУЖБЕ В ЧАГАНЕ    1080

ПАНТЕЛЕЕВ Николай Петрович   1080

Немного о своих корнях, о родителях, о себе. 1080

ОФИЦЕРЫ-ДВУХГОДИЧНИКИ   1083

Как я оказался в Чагане. 1084

Приятно удивил и сам поселок Чаган. 1087

Что можно сказать о службе?  1091

О полетах на «Чайку» и аэродромных буднях. 1096

ТРЕВОГА   1100

Дальнюю Авиацию – с Новым учебным годом! 1104

О Чагане - жизненных, природно-ностальгических. 1108

Самое замечательное время в Чагане, по-моему – осень. 1112

Что касается РАДИАЦИИ   1113

Несколько слов о смерти Чагана. 1115

ЧАГАНСКОЕ ПРОШЛОЕ   1118

ЧАГАНСКИЕ ХОККУ    1120

От Сергея ЗИНКИНА    1120

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО – ЭТО БЫЛО ДАВНО 1131

КУПРИЯНОВА Галина Ивановна   1131

«Отхлопала» Васю у соперницы. 1131

Куприянов Василий Васильевич  1132

ЖЕНСОВЕТ   1134

Работа в секретной части  1143

Торжества, парады, поздравления  1144

Гости городка  1152

Трофимовы и ГДО   1153

ИРТЫШ    1157

Обслуживание и снабжение гарнизона  1161

Медики городка  1164

«Дачи» - огороды   1166

«Песня про огородников». 1167

Соседство с ядерным полигоном   1170

Служебный городок  1170

Нельзя забыть. 1172

ЧАГАН В МОИХ МЫСЛЯХ 1175

РУСЕЦКИЙ Дмитрий   1175

Модель сточной трубы. 1177

Взгляд на то же самое 9 лет спустя (письмо к Чаганцам) 1178

ЧАГАНСКИЕ ПРИМЕТЫ 90-х. 1179

ВИНОГРАДОВА Екатерина   1179

ПОДСНЕЖНИКИ (сон-трава)  1181

КУЗМИЧЕВА Марина   1181

ГОРОД, КОТОРОГО НЕ БЫЛО    1196

ПРИВЕДЕННАЯ Оксана   1196

Обреченные  1197

Бизнес по-чагански  1197

НАШ ГОРОДОК!  1198

ТЕТЕРЕВА Ирина Ивановна   1198

ГОРОДА-ПРИЗРАКИ    1199

КЛЕМПАЧ Галина   1199

Из зоны радиации – в зону бюрократии    1207

ПОЛК ПОДОПЫТНЫХ ПИЛОТОВ    1207

Наталья ПУРТОВА                                                                                                                                                           1192     

Внезапный вылет  1208

Когда рядом полигон…    1208

Кому это надо было?  1209

Забытый гарнизон  1210

БОРЬБА С БЮРОКРАТИЕЙ ЗА ПРАВА ЧАГАНЦЕВ    1211

ОВЧАРОВ Владимир Дмитриевич   1211

Работа в Государственной Думе  1213

БЕЗБОРОДОВ Николай Максимович  1221

ЧУТАЕВ Дмитрий Васильевич  1223

ИЗ ЗОНЫ РАДИАЦИИ – В ЗОНУ БЮРОКРАТИИ    1224

МИРОЛЕВИЧ Валерий                                                                                                                                                  1208

ОФИЦЕРЫ СУДЯТСЯ С ГОСУДАРСТВОМ    1227

РАСПАДАЕТСЯ ОППОЗИИЯ, 1229

ЧЕЛОВЕК С «ОСКОЛКАМИ» АТОМНОЙ БОМБЫ    1231

СОЛДАТЫ ИЗ «ЯДЕРНОЙ ЗОНЫ»   1235

Татьяна БАРЛАКОВА                                                                                                                                                    1219

«Москва-400»  1236

Зона риска  1236

Под завесой секретности  1237

Дело чести  1237

“ГРИБНАЯ” ОХОТА НА ЯДЕРНЫХ ПОЛЯХ 1238

Тимур ЛАТЫПОВ, "ВиД"  1238

ЗОНА ОТЧУЖДЕНИЯ    1242

ПЕТРАКОВА Анастасия. 1242

Камень вместо хлеба?  1242

Как выжить в условиях 30 Чернобылей  1243

Подопытный «планктон» «холодной войны»  1244

ПАРАДОКС «ПРЕЗУМПЦИИ» НАШЕГО ГОСУДАРСТВА    1248

ЗАЙЦЕВА Лариса Николаевна   1248

Часть I. История вопроса  1248

Часть II. Правовое регулирование для граждан, 1255

Часть III. Как защитить свои права через суд. 1269

 

 

 

ЧАГАНСКИЙ ПАРАДОКС

 

КЛЕМПАЧ Галина  (сhagan-history@yandex.ru)

КУЗМИЧЕВА Марина (http://chagan-tranzit.ru)

ШАФРАН Юрий (http://www.chagan.ru/)

КУРСАКОВ Александр (http://nuclear-poligon.ru/)

 

История глазами очевидцев

История – это миг. Она уйдет и никогда не повторится... Исторические события, если они не отражены глазами очевидцев, со временем стираются из памяти людей, становятся незначимыми, далекими и нереальными. А без знания истории своих предков -теряется связь времен, без осознанного анализа прошлого - новому поколению невозможно понять настоящее и предвидеть будущее, без чувства гордости за свою семью и страну - трудно быть патриотом и гражданином своей Родины. Ниточка, соединяющая поколения, лишь тогда не оборвется, когда мы будем знать историю своей Семьи и историю своей Родины, чувствовать реальную связь простых людей с историей страны и понимать отношение своих предков к жизни.

Начиная этот проект, мы хотели сохранить память о своих родителях. Ведь человек по-настоящему «силен корнями», когда знает кто он такой, из какого рода-племени, в какой стране он живет, и вообще, зачем пришел в этот мир. «Духовный ориентир» нужен прежде всего молодым, чтобы строить современное общество, познавать науки, выдерживать стрессы, сопротивляться соблазнам и идти в гору. Особенно это важно на сломе эпох, в то время, когда большая часть нынешнего поколения живет только сегодняшним днем, не воспринимает жизнь своих предков как реальность и вынуждена искать «точку опоры», от которой можно оттолкнуться для успешного старта при выборе пути.

Свою задачу мы видели в том, чтобы сохранить историю Великой Страны и великих «простых» людей на передовой «холодной войны», собрать их воспоминания и рассказы, которые могли случиться только там, только в то время и в той ситуации.

Следующему поколению, вероятно, будет очень тяжело понять, как можно было на все это потратить свою жизнь. Им, рожденным в свободной стране без ограничения в передвижении по миру, трудно представить, как можно жить в военном гарнизоне со строжайшим режимом, доступ в который, кроме служащих и их семей, практически никто не имел.

Долгие годы в печать не просачивалось никакой информации о людях, создававших ракетно-ядерный щит Страны. Все работы по созданию атомной бомбы и средствам ее доставки на территорию противника находились под завесой секретности. Подписка «о неразглашении» участников ядерной программы не позволяла и не позволяет им до сих пор говорить обо всем, что было.

Об этих людях и сейчас мало кто знает. Большинство жителей страны и не подозревают, что живут с ними рядом, и не догадывались о том, сколько сил потребовалось им для решения этой задачи в сжатые сроки, о том, сколько ученых и военнослужащих в ней участвовало, сколько закрытых городков было в то время. И только перестройка приоткрыла завесы секретности…

Одним из таких секретных городков был Чаган, расположенный в 70 километрах от Семипалатинска недалеко от всемирно известного ядерного полигона на территории бывшей Казахской ССР бывшего Советского Союза, где в середине прошлого века был построен аэродром и размещена 79 тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия стратегического назначения.

Официальными источниками информация о 79 ТБАД до сих пор не раскрыта. Но мы понимали, если не восстановим историю о Чагане сейчас, то через несколько лет вместе с участниками событий уйдет в небытие и память о нем. И было бы совершенно несправедливым, что о засекреченной жизни нашего городка, в котором проживало около 10-15 тыс. человек никто ни когда не узнает.

Перед нами не стояла задача дать оценку конкретным событиям и боевым действиям, в которые была вовлечена жизнь Чагана. Это дело историков. Нам же показалось важным восстановить историю создания и жизни Чагана, через призму его миссии в истории Страны. Через судьбы конкретных людей, через воспоминания участников событий создать полную картину происходящих событий, уловить грани и оттенки истории и сформировать целостное представление о жизни страны в тот период и Эпохи в целом.

Мы исходили из того, что необходимо сохранить историю, которую творили наши родители, бабушки и дедушки, близкие нам люди. Сохранить тот неповторимый мир, которого, к сожалению, давно уже нет, но в который хотелось бы войти хоть на миг…

Книга состоит из двух глав.

Глава I. В условиях, приближенных к боевым.

В первой Главе «В условиях, приближенных к боевым» участники событий повествуют о трудном, но интересном времени, о том, как они служили, воспитывали детей и отдыхали, о той неповторимой атмосфере, которая царила в их среде. Рассказывают о Чагане, судьба которого в период «холодной войны» была неразрывно связана с историей стратегической авиации. О том, как этот некогда степной полустанок стал одним из форпостов страны, гарантией безопасности и самого существования государства.

***

Есть события, которые не тускнеют со временем, а наоборот приобретают свою значимость, определяющую роль в мировой истории, становятся содержанием всего геополитического процесса. Таким событием является «холодная война» (1946 – 1991 гг.) - глобальное противостояние двух военно-политических блоков, различных по своим социально-политическим системам.

Соперничество между СССР и США не могло не привести к наращиванию вооружения с обеих сторон. У противника к этому времени была атомная бомба, авианосцы и сотни стратегических самолетов, способных доставить атомные бомбы до наших городов. Ядерная угроза со стороны США увеличивала их превосходство и нарушала баланс сил, поэтому создание «ядерного щита» для нашего государства, как обеспечение безопасности, оказалось первостепенной важностью.

Но решение вопроса для нашей страны было осложнено тем, что вызов был брошен всего спустя несколько месяцев после завершения одной из самых разрушительных и кровопролитных в истории человечества войн. Сразу после Второй мировой Советский Союз только начал восстанавливать разрушенную промышленность, осознавать тяжелейшие ее последствия и вынужден был одновременно нести непосильные траты на ядерную программу. Кроме создания ядерного оружия, возникла необходимость создание средств его доставки на территорию вероятного противника, воздушного патрулирования, разведки и защиты воздушного пространства. Ядерный век начал свой отсчет…

Вызов был принят, и вся тяжесть легла на плечи простых людей. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения – военно-промышленные комплексы, строились заводы, испытывалось вновь созданное оборудование и оружие.

Свою часть этого креста в создании «ракетно-ядерного щита» достойно пронесли и Чаганцы. На их долю, как на первопроходцев, выпала нелегкая участь. Они жили в эпицентре событий. Тогда все было впервые: и сами самолеты, которые надо было осваивать и дорабатывать совместно с проектировщиками, и решение всех технических и эксплуатационных вопросов, и организация полетов, и связь, и само ядерное оружие, и многое, многое другое…

Темпы создания оружия и самолетов были очень высокими. Знаний, полученных в военных академиях и на курсах усовершенствования инженеров, не хватало. Необходимо было при поступлении новой техники совершенствоваться самим. Такая работа требовала не просто исполнителей, а людей неординарных, с творческим мышлением. Людей, которые действительно любили свое дело. Да и ответственность за то, что ты несешь под брюхом самолета, должна быть соответственная. В этот период авиация была в расцвете и туда подтягивалась элита общества, шли самые-самые…

Гонка вооружения и политика со стороны противника достигли такого уровня, что "холодная война" находилась на грани «горячей». Обстановка была накаленной. Наши отцы ежедневно соприкасались с ядерным оружием, испытывали новую технику, нарабатывали часы полета, недосыпая, тратили свои силы, чтобы в любую минуту быть готовым к боевой задаче по предотвращению угрозы глобального конфликта.

Это была тяжелая работа, как на огромном заводе под открытым небом и в жару, и в стужу. Это был титанический труд без напоминания важности. Эдакий каждодневный героизм во благо страны на уровне обыденности. И при этом, слово «война» в лексиконе наших родителей просто отсутствовало.

Они защищали воздушное пространство страны, летали над океаном и обслуживали самолеты с риском для жизни, и вместе с тем создавали семьи, воспитывали детей. На степных просторах на пустом месте в своем городке им удалось создать неповторимую культуру, сделать своих детей счастливыми и самодостаточными.

Благодаря усилиям огромного количества людей в нашей стране, и в не меньшей степени Чаганцев, на военно-политическом пространстве между соперниками был установлен ядерный паритет и стабильность была достигнута. Что еще раз подтверждает целеустремленность и единство нашего народа при решении крупномасштабных задач в тяжелых условиях.

 

***

Изменение политической ситуации, начало «перестройки», распад СССР, появление альтернативных видов оружия - все это так или иначе повлияло на решение руководства Вооруженных Сил расформировать 79 ТАБД, а Чаган закрыть. В настоящее время гарнизон, в котором некогда протекала жизни целого поколения, разрушен…

Сколько судеб поломалось в те годы у людей, поставивших свою жизнь на карту Дальней авиации? А сколько людей ушло из жизни раньше срока из-за соседства с ядерным полигоном? Кто сейчас ответит?

В наше время тотальная власть рынка постепенно завоевывает все сферы нашей жизни. Появились другие направления деятельности, другие приоритеты. Происходит смена идейных и нравственных ценностей. Человеческие качества, которые были востребованы ТАМ и в ТО время, становятся мало востребованы сегодня, а завтра могут быть утеряны навсегда.

Сегодня, к сожалению, снижен и ее былой престиж, и ее боевая мощь. В армию мало кто хочет идти служить. Чтобы «откосить», изыскивают любые лазейки.

Закрываются военные училища. Идет полный разгром школы подготовки военных кадров среднего и старшего офицерского состава.

Авиационная промышленность, с успехом конкурировавшая с самой развитой американской, на грани развала. Как и раньше, основным козырем для удержания баланса сил является ракетно-ядерное вооружение, созданное еще в прошлом веке. И это в то время, когда авиация и оружие для бесконтактного ведения боевых действий являются приоритетными в современной боевой обстановке.

И, хочется верить и надеяться, что армия переживет этот позорный период коммерциализации, возродится ее былая сила, и с Россией снова станут считаться в мире…

 

Глава II. Из зоны радиации - в зону бюрократии.

Во второй главе «Из зоны радиации – в зону бюрократии» рассказывается о том, как государство решает вопросы по социальной защите военнослужащих и их семей, выполнивших свой воинский долг, заплативших за это здоровьем.

***

Вся мировая общественность связывает полигон под Семипалатинском с разработкой и испытанием ядерного оружия. За период его существования с 1949 по 1989 годы было осуществлено более 400 взрывов, общая мощность которых составила около 18 мегатонн, что в 2500 раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму…

И надо же такому случиться (по чьему-то злому умыслу или недомыслию), что с целью созданию надежного ракетно-ядерного щита страны в этот же период (в 1958 году) 79 ТБАД была дислоцирована в районе пос. Чаган всего в 30-100 километрах от полигона!

Все ядерные объекты были засекречены, поэтому большинство жителей Чагана, как и все, кто жил в непосредственной близости от полигона, не догадывались о масштабах испытаний и об их последствиях. О том, что радиоактивный след, образованный при наземном взрыве на прилегающей территории несет в себе смертельную опасность не только в первые минуты, но и спустя многие годы.

Подробности нашего победного шествия к званию ядерной державы открылись только после того как полигон закрыли.

Оказалось, что радиоактивному загрязнению подверглись не только экосистемы этой территории, также большие дозы радиации получили около полумиллиона человек разного возраста, проживавших на прилегающих к нему территориях. Наибольшее негативное воздействие оказали «ядерные испытания в атмосфере» в период (1949-1963 гг.).

Всплыли и факты, о том, что в процессе испытаний местное население и экипажи стратегических бомбардировщиков дальней авиации и по совместительству члены их семей оказались непосредственными участниками испытаний, а по существу подопытными. В то время, как чабаны пасли свой скот, а чаганцы-авиаторы защищали рубежи Родины, секретные военизированные медучреждения, замаскированных под ветеринарные, изучали воздействие на них взрывов. Удобно и дешево.

Выяснилось в результате, что здоровью населения нанесен непоправимый вред. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблению иммунитета, увеличило количество заболеваний со злокачественными образованиями. Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические заболевания, суициды - все это печальное наследие полигона. Число больных лейкозом в Семипалатинской области увеличилось примерно в два раза. Средняя продолжительность жизни здесь не превышает 40-50 лет.

На основании Закона от 18 декабря 1992 года Республика Казахстан всю территорию Семипалатинской области и прилежащие к полигону районы (Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей) признала зоной экологического бедствия, а пос. Чаган был отнесен к зоне чрезвычайного радиационного риска с дозой облучения свыше 100 бэр.

А 20 декабря 1993 года был подписан Указ президента РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Однако эти благие намерения вот уже сколько лет искусственно тормозятся чиновниками МЧС. Не помогают и тома переписки и многочисленные депутатские запросы.

Но, видимо, новое Правительство РФ как правопреемник СССР и не собирается брать на себя излишние расходы или, по крайней мере, пытается сэкономить их за счет здоровья верных ему и служивших под присягой военных и членов их семей.

Государство вынуждает военных выступать в качестве «просителей» и разговаривает с ними на языке «Твоя моя не понимат». С каждым годом все больше усложняет процедуру выдачи удостоверений, видимо, в надежде, что таких людей со временем будет становиться все меньше...

Лишь часть чаганцев, пострадавших от ядреных испытаний на Семипалатинском полигоне, добилась через суд своего права на соцзащиту.

Но даже те крохи, которые удалось отсудить счастливчикам, не компенсируют в полной мере затраты на улучшение качества жизни.

Чаганский парадокс.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что с одной стороны мы помним и любим Чаган. Пребывание на планете Чаган так или иначе отразилось на судьбе каждого из нас. Для многих Чаган стал Родиной. Даже спустя годы остается в памяти тот образ жизни и тот микроклимат, который царил в городке. Это то место, где проходила молодость, где зарождалась любовь, где была мужская работа и истинно мужская дружба, где твой труд ценился, приносил удовлетворение и имел значимость в обществе. Одним словом все, что и давало высокий смысл жизни. А с другой стороны  - Чаган наводит ужас и обиду, которая пришла позже, когда выяснилось, что ядерные взрывы на соседнем полигоне (отношение к которым было когда-то обыденным делом) имеют весьма серьезные последствия для здоровья. Твои силы иссякают быстрее, чем у твоих сверстников на большой земле, твои друзья-однополчане уходят, не прожив свою жизнь в полной мере, и что твоя любовь-то к Чагану – облученная.

Парадокс ещё и в том, что с одной стороны люди выполняли свой долг, титаническим трудом обеспечивали боеготовность армии, трудились и день, и ночь во благо страны, и по существу являлись участниками боевых действий, а с другой стороны, полученные награды уже не соответствуют той миссии, которую тебе пришлось выполнять. Поскольку награды — это только оценка твоего труда, а твоя жизнь и жизнь твоей семьи, которым распоряжалось государство (по праву твоей службы ему) — требуют значительно большей компенсации за потраченное здоровье. Остается довольствоваться тем, что наградой за потраченное здоровье служат положительные эмоции и память о счастливой жизни в степи на берегу Иртыша.

С одной стороны Чаган когда-то стоял на защите рубежей нашей Родины, а с другой – сегодня - это уже чужая страна.

С одной стороны гарнизона уже нет физически, в реальности, это мир, который нельзя потрогать и увидеть, который уже никогда не повторится, а с другой - связи с чаганским миром у многих оказались значительно сильнее, чем вновь обретенные в гражданской жизни, потому что культура и те моральные ценности, которые мы приобрели в Чагане, более качественные, чем требует сегодняшняя жизнь, и частенько не совпадают с современным окружающим миром, что так притягивает нас к чаганскому братству…

Низкий поклон.

Мы долгое время собирали историю о Чагане, фотографии, рассказы и воспоминания, размещали их на открытом пространстве Интернета. Основу представленной книги и составили материалы, опубликованные ранее на сайтах: www.chagan.ru, http://chagan-tranzit.ru,  http://nuclear-poligon.ru/.

В процессе ознакомления с материалами о том времени все яснее вырисовывалась воистину монументальная картина, о которой мы даже не представляли, начиная этот проект. Ведь мы «дети», о работе наших «отцов», о ее значении практически ничего не знали. Мы жили со своими родителями на одном пространстве и не подозревали, что великая история проходит совсем рядом. И только благодаря рассказам участников событий смогли осознать трагичность прошлого и его величие.

И посему разрешите поблагодарить ВСЕХ наших ветеранов, кто пожелал поделиться своими воспоминаниями.

Огромное спасибо и глубокая признательность всем, кто по памяти записал рассказы своих мужей и родителей, которых, к сожалению, с нами уже нет.

Спасибо всем корреспондентам, кто обратился к чаганской теме и рассказал миру о нашей жизни, достижениях и проблемах. Все, что мы нашли в СМИ – также включили в наш сборник.

В книгу также вошли рассказы чаганцев о других исторически значимых местах и событиях, участниками которых они являлись. Эти рассказы позволяют лучше понять ТУ эпоху и характер ЭТИХ людей.

Отдельно хочется сказать спасибо Чутаеву Дмитрию Васильевичу, Овчарову Владимиру Дмитриевичу. С их рассказов и началась чаганская летопись, с их благословения и помощи состоялся этот проект.

Спасибо большое Коновальчуку Ивану Демьяновичу и Федорову Владимиру Николаевичу. Вы первыми - еще в 2008 году, когда мы только начинали собирать историю Чагана, откликнулись и написали свои воспоминания.

Трудно переоценить и помощь в поиске первичных материалов Куприяновой Галины Ивановны.

При составлении сборника использовались статьи чаганцев, которые были ранее опубликованы в книгах о Дальней Авиации: «Первым делом самолеты», М., 2009 г., «В глубине неба», посвященной воспоминаниям выпускников Балашовского военного авиационного училища лётчиков 1957 года, «Проверено небом» П.С. Дейнекина, 2011 г.. Выражаем огромную благодарность Степанову Владиславу Алексеевичу, Овчарову Владимиру Дмитриевичу, Иванову Сергею Васильевичу, Шельдяшову Александру Петровичу за то, что сочли возможным дать разрешение на размещение  ранее опубликованных материалов в нашем проекте. По вашим рассказам можно писать учебники!

Слова благодарности хочется сказать Никитову Владимиру Алексеевичу, за консультации и разъяснения по всем вопросам в процессе работы.

НИЗКИЙ ПОКЛОН и ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ всем нашим родителям за то, что создали для нас счастливое детство в экстремальных условиях!!! 

Чаган навсегда остается в наших сердцах и в нашей памяти!

Авторы и составители надеются, что эта книга не только станет семейной реликвией для жителей Чагана и их потомков, но будет интересна и широкому кругу читателей…

В условиях, приближенных к боевым….

 

 

ЧАГАНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

 

Составила

КЛЕМПАЧ Галина

 

«Мы жили в ядерный век

в самом его эпицентре»

 

01

 

Чаган - населенный пункт в Семипалатинской области, Казахстан. Другие названия: Половинка, Москва-400, Москва-4, Семипалатинск-4, Семипалатинск-2.

Чаганка - речка, впадающая в Иртыш недалеко от пос. Чаган

Чаган - растение. Arthemisia annua (словарь В. Даля)

 

Версия

02

В переводе с латыни это растение, помимо названия Чаган, еще кличут как ПОЛЫНЬ!!! - что по-украински Чернобыль

Вот это совпаденьице!!!

 

ЧАГАН - это ЧЕРНОБЫЛЬ Полыни высокой (божьего дерева) трава.

Полынь лечебная (Artemisia abrotanum L.) семейства Астровые Asteraceae) применяется во многих странах в качестве лечебного средства для улучшения пищеварения, как противоглистное. Широкое применение полынь лечебная нашла в гомеопатии. Растение используется также в кулинарии и в быту. (И ещё. В СССР её именем называли ядерные объекты (добавлено автором*)). (Корольков В.В.)

 

 

Версия

03

Казахи называют эту реку «Белой», возможно, это перевод с калмыцкого. т. к. у калмыков и Каспийское море называется Чагантенже, т. е. "белое море". Кстати название «река Чаганка» есть Брокгауза и Эфрона как описание левого притока Иртыша между Омском и Семипалатинском (Курсаков А.И.)

 

Версия

У меня есть книжка Муртазаева "Топонимика Средней Азии". Чагана там нет, но я писал (аж году примерно в 1975) автору. И он сообщил мне, что точного понимания топонима нет, но, скорее всего, он означает нечто типа "бурный, стремительный". Применительно к "нашему" Шагану оно соответствовало весеннему паводку. Что, впрочем, похоже на большинство степных речек, берущих начало с близких гор. (Шафран Ю. М.)

 

Версия

Это слово означает "белый". Видел Чаган с птичьего полета? Белая глина, мы из нее лепили чашки. На западе Казахстана тоже есть речка с таким же названием. (Зинкин С. А.)

 

16 июля 1945 года

* Проведены испытания первой атомной бомбы в мире в США в штате Нью-Мексико (1.)

 

6 августа 1945 года

04 

* США сбросили первую ядерную бомбу с самолета на г. Хиросиму. (2.1.)

 

5 марта 1946 года

* Выступая, в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». (1.1.)

 

6 ноября 1947 года

* Министр иностранных дел СССР В.М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует». Это заявление означало, что Советский Союз уже открыл секрет атомного оружия, и он имеет в своем распоряжении это оружие. Научные круги Соединённых Штатов Америки приняли это заявление В.М. Молотова как блеф… ТЕМ НЕ МЕНЕЕ (Кузмичева М.) http://chagan-tranzit.ru

 

1949 год

* «Авиэшин Уик» сообщил о проектировании нового самолета В-52 (4.8.)

 

4 апреля 1949 года

* В США создан блок НАТО (Кузмичева М.)

 

29 августа 1949 года

* Взорвана первая атомная бомба на Семипалатинском ядерном полигоне. Мощность ядерного заряда около 20 кт. Длина радиационного следа составляла 300 км, ширина 40-50 км. Максимальный уровень радиации по оси следа на местности вблизи села Долонь Бескарагайского р-на составляла 224 Р. Облако от ядерного взрыва шло через наш городок, а дальше на Алтай. (2.)

 

20 января 1953 года

05 

* Стратегический бомбардировщик «М-4» (ОКБ Мясищев) совершил свой первый полет. Максимальная скорость - 930 км/ч, потолок - 12 150 м, дальность полета самолета с бомбовой нагрузкой 5000 кг бомб - 8100 км. Серийное производство самолета началось в 1954 году. Всего на заводе №23 в Филях было построено 33 машины. (5.1., 5.2.)

 

12 августа 1953 года

* На Семипалатинском полигоне было испытано первое термоядерное устройство. Самый мощный наземный взрыв в СССР (400 кт). (2.)

 

5 августа 1954 года

06 

* В США совершил полет первый стратегический бомбардировщик Boeing B-52. Stratofortress. Максимальная скорость - 1000 км/ч, практический потолок - 15 200 м, дальность полета самолета с бомбовой нагрузкой 34000 кг - 4800 км. Всего к концу 1962 г. было построено 744 самолета различных модификаций. (5.3., 5.4.)

 

1954 год

07  08

* На станцию Чаган начали прибывать под разгрузку эшелоны (с личным составом и техникой) двух полков – 7 аэродромно-строительный и 16 строительный (Барчан В. И.)

 

 

Версия

09

Аэродром в Чагане был создан как посадочная (а в перспективе, может, как и взлетная) полоса для крылатой ракеты «Буря» (не путать с «Бураном»). Такой проект разрабатывался конторой Лавочкина в 50-х гг. Ракета стартовала горизонтально с установки, выходила на баллистическую траекторию (с прицелом на космос, понятно) и садились по-самолетному. Отсюда и бетон толщиной сантиметров в 80, и помещение на аэродроме с название «баллистичка» (для чего бы оно авиации?). (Шафран Ю. М.)

 

Версия

Судя по грандиозности взлетно-посадочной полосы - длина 5 км, ширина 100 м;

- рулежно-стояночной полосы: длина 4 км, ширина 100 м;

- усиленных железобетонных плит толщиной до 50 см

(по некотором данным — от 80 см до метра),

аэродром Чаган строился для полетов (взлет-посадка) очень тяжелых самолетов весом до 500 тонн. По моему предположению, на этом аэродроме должны были проводиться летные испытания самолетов с атомными силовыми установками (двигателями), разработку которых начали проводить с 1950 г. (Ильин А. В.)

 

Июнь 1954 года

* Василий Тимофеевич Логутов, тот первый офицер, который вбил первый колышек в основание Чагана и спроектировал основные сооружения военного городка летчиков ДА. А к зиме солдат и первых офицеров поселили в первые деревянные домики. (Зайцева Л.Н.)

 

22 ноября 1955 года

10

* На Семипалатинском полигоне сброшена с самолета ТУ-16 первая водородная бомба. Это было воздушное испытание ядерного заряда мегатонного класса (1600 кт), самого мощного в истории ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. (2.)

 

1955 год

11

* Формирование первой авиадивизии с базой в Узине под Киевом (106 ТБАД), оснащенной новыми самолетами. Командиром был назначен дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий (впоследствии его сменил В.В. Решетников). В его состав входили 406 ТБАП (Полковник М.М. Харитонов) и 1006 ТБАП (Полковник Ю.П. Павлов). Дивизия формировалась самыми опытными летчиками и штурманами из частей ДА, вооруженных в основном ТУ-16. (5.5.)

 

5 июня 1955 г.

* Вступил в силу Варшавский договор - договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. (Действие Договора прекращено 1 июля 1991 года. Блок НАТО существует ДО СИХ ПОР. Более того — он расширяется на Восток) (Кузмичева М.) http://chagan-tranzit.ru

 

1 мая 1956 год

* Над Красной площадью пролетели первые 3 самолета Ту-95 (4.8.)

 

Май 1956 год

* На аэродроме Узин торжественно, с оркестром, выносом знамени и митингом был встречен первый самолет ТУ-95. (Шельдяшов А.П.)

 

В конце 1956 год

* Подготовленные экипажи начали освоение заполярных аэродромов, тундровых и ледовых взлетно-посадочных полос (ВПП). Для осуществления этих задач на основные заполярные аэродромы заблаговременно было доставлено минимум необходимого количества запасных частей. (Шельдяшов А.П.)

 

1957 год

12

 

* Открыта средняя школа СШ № 24 (а без нее какая же история городка), организованная первоначально для детей строителей и эксплуатационников 8 и 9 околотков железной дороги Жана-Семей – Конечная. С первого дня своего существования школа сначала располагалась в пристанционном поселке Комсомольский, затем (по мере пребывания семей военных строителей) в бараке среди финских домиков (там потом был детский сад) и только в 57 году переместилась в то здание, которое мы все помним.. Так что, возвращение школы в станционный поселок (а об этом писали наши путешественники в Чаган летом прошлого года) лишь завершило первый виток исторической спирали. (Барчан В.И.)

 

 

 

 

 

Директора школы № 24

 

13 19....г. – 1965 г.? Кораблин Николай Никитович

 

14 1964 г. – 1965 г. Трещетка В.С.

 

15 1966г. - 1975г.? Эйрих Виктор Андреевич

 

16 19....г. - 19......г.? Искакова Светлана Каймульдиновна

 

 


3 августа 1957 года

18 

* Совершен первый полет межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, способной доставить термоядерный заряд в любую точку США. (5.5., 5.6.)

 

26 сентября 1957 года

17 

* Самолет ТУ-95 был принят на вооружение ВВС СССР. Размах крыльев - 50,04 м, длина – 46,17 м, высота – 12,5 м, площадь крыла – 283,7 кв. м, масса пустого самолета – 90 тонн, максимальная взлетная масса – 172 тонны. Тип двигателя – 4 ТВД НК-12, тяга – 4 х 12000 л. с., максимальная скорость – 920 км/ч, дальность полета – 15400 км, практический потолок – 12000 м, экипаж – 8 чел (5.5., 5.6.)

 

4 октября 1957 года

http://chagan-tranzit.ru/wp-content/uploads/2012/02/спутник-e1364545021807.jpg

* Запущен первый советский спутник «Спутник-1» Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). (Кузмичева М.)

 

1958 год

http://chagan-tranzit.ru/wp-content/uploads/2012/12/школьныйдвордом101-e1356721207750.jpg

* В то время уже были построены: здание штаба полка, здание будущего ДАРМ, ГСМ, Казармы (полка и базы), летняя столовая, склады, кочегарка. Отопление от кочегарки работало исправно. В здании штаба базы был лазарет на 1 этаже. На 2 этаже по весне было открыто женское общежитие для привезенных из Иваново девушек и женщин. Весной на 1 этаже казармы базы была также организована техническая столовая. Солдатская столовая тоже была. В клубе кино смотрели с кроватей. В жилом городке была уже построена первая коробка (квартал). На заселение составляли списки — кто с кем будет жить. Работала почта. (Пуртов В.П.)

 

22

* Граница полигона проходила по руслу Иртыша. По степи шла изгородь из колючей проволоки. У моста через Иртыш стояла комендатура. С приходом 79-ой ТБАБ границу полигона перенесли ближе к Берегу. (Чутаев Д. В.)

 

* Арбузы на базе в/ч 06796 стоили 10 копеек за 1 кг на выбор. Зарплата лейтенанта (чистыми) составляла приблизительно 1200 рублей (старыми). (Чутаев Д. В.)

 

http://chagan-tranzit.ru/wp-content/uploads/2012/02/ту-95-2-e1364478970462.jpg

Июль 1958 год

* Экипаж полковника Безбокова В.М. прибыл из Узина в Чаган для осмотра и оценки объекта к боевой готовности. (Коновальчук И. Д.)

 

Ноябрь 1958 года

* Прибытие на аэродром в Чаган первых самолетов (ТУ-95) 1 полка (в/ч 06680). Командир полковник Сафонов. (Коновальчук И.Д.)

 

Декабрь 1958 года

* Дальней авиации наращивалась небывалыми темпами. Аэродромы гудели от непрерывности полетов днем и ночью. (4.8.)

 

* В конце декабря 1958 года в Чаган спецпоездом приехали семьи с детьми. На дворе стоял мороз до минус 40-ка градусов. (Коновальчук И.Д.)

 

19

* 27 декабря 1958 года Безбоков Владимир Михайлович собрал весь руководящий состав полка и задал, как он выразился, «всем» один вопрос: «Можем ли мы завтра, т. е. 28 декабря, организовать полеты?» Все присутствующие ответили: «Да, мы готовы!» Командир отдал приказ: «Завтра, 28 декабря, организуем полеты в районе аэродрома. Готовьте к полетам личный состав и технику!»

(Ильин А.В.)

 

* Формирование 79-й авиадивизии в Чагане (в/ч 10239). Командир дважды Герой Советского Союза генерал-майор П.А. Таран. (Коновальчук И.Д.)

 

* Командиры 79 дивизии В.М. Безбоков и Л.И. Агурин получили генеральские звания в возрасте до 40 лет. (Чутаев Д.В.)

 

* Командиры 79 дивизии ТБАД с 1957 года по 1994 год:

 

%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD1 1957 год - Генерал-лейтенант авиации Таран П.А

 

%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2 1960 год - Генерал-лейтенант авиации Безбоков В.М.

 

%D0%90%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD 1961 год — Генерал-полковник авиации Агурин Л.И.

 

%D0%9A%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%BE%D0%B2 1964 год - Генерал-майор авиации Купцов Н.С.

 

 

volkov 1969 год — Маршал авиации Волков А.Н.

 

      ***         1971 год — Генерал-майор(?) авиации Куликов М.А.*

 

 

Дмитриев-e1337598846777 1974 год — Генерал-майор авиации Дмитриев В.Б.

 

       ***       1979 год — Генерал-майор(?) авиации Табашников Н.И.*

 

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Александр\Рабочий%20стол\ChaganZhiv.mht!file:///C:\Chagan\Ivanov\Chagan-Zhiv.files\image020.jpg 1985 год — Генерал-майор(?) Бредихин П.Т.*

 

      ***       1990 год — Генерал-майор(?) Волковинский А.А.*

 

Пыльнев 1993 год — Генерал-лейтенант Пыльнев Ю.В.

 

* - нет сведений

 

21

* В конце 1958 г. полк из Узина перевели под Семипалатинск. Военный городок на берегу Иртыша. Вылетали в пасмурную сырую погоду, мокрые самолетные чехлы загрузили в фюзеляж, а на аэродроме посадки нас встретил мороз под 20 градусов и снег. Чехлы превратились в ком льда. Аэродром - посадочная полоса и километров в двух двухэтажные дома-казармы. Ни обогреться, ни уборных. Ночевали в казармах, в одном помещении 50-60 человек. Постепенно стали обживать аэродром, поставили сборные теплушки, буржуйки. Начались полеты. (Санников В.А.)

 

1959 год

* В строевые части самолет начал поступать стратегический авиационно-ракетный комплекс К-20, основу которого составил самолет-ракетоносец Ту-95К, вооруженный крылатой ракетой Х-20М. Первым на стратегический авиационно-ракетный комплекс К-20 начал перевооружаться 1006 тбап. Первую группу переучивания на К-20 на заводах промышленности возглавил старший инженер 106 тбап, полковник-инженер Г.С. Кудин. (Шельдяшов А.П.)

 

* За короткое время полк был обучен и смог выполнять любые задачи Верховного командования. Летали в Арктику на маршруты с бомбометанием, с различной дальностью полетов с продолжительностью 12-16 часов. Результатов добились отличных. (Чутаев Д. В.)

 

Январь 1959 года

*Коллектив ТЭЧ 1 чаганского полка, приступил к разработке системы повышения качества труда авиационных специалистов всех уровней. В первую очередь разрабатывались такие документы как:

а) План отхода авиатехники в ремонт замену и регламентные работы.

б) График повременной организации рабочих мест для групп специалистов ТЭЧ. (Сетевые графики).

в) Технологическая документация (Технологические карты) с очень подробным описанием последовательности выполнения операций, с указанием особенностей этих операций, возможных ошибок, контроля исполнения, уровень контроля (должностного лица), и подписи исполнителя и контролирующих лиц.

г) Система диспетчерирования всех производимых на авиатехнике работ.

И многое другое. (Ильин А. В.)

 

1 февраля 1959 года

23

* Был пущен первый пассажирский состав Семипалатинск - Конечная. Утром туда, вечером обратно. Состав состоял из тепловоза и двух пассажирских вагонов с керосиновыми лампами. В вагонах было тепло. (Чутаев Д.В.)


 

Зима 1959-1960 гг.

24

* Зима была очень холодная. В домах и, особенно, в гостинице лопались батареи. В гостинице по нескольку дней стояла в комнатах по минус 3-10 градусов. Спали в зимнем техническом обмундировании, в валенках, но не унывали. Комиссия из Москвы устроила тревогу в 1 час ночи (как обычно). К 5 часам утра температура опустилась до 45 градусов. В первом полку обморозилось более 20 человек (нос, щеки, пальцы). (Замечания автора: «Ничего страшного. Молодым и море по колено»). (Чутаев Д.В.)

Апрель 1960 года

25

* Предшественник летчика Пауэрса пересек границу СССР и пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, Приозерским ракетным полигоном и базой стратегической авиации в Ча-гане. Он заснял их и благополучно ушел за границу. Исходя из высших интересов, руководство страны приняло решение закрыть это направление от повторных пролетов. (Курсаков А.И.) http://nuclear-poligon.ru/

 

19 апреля 1960 года

26

* Зенитно-ракетный полк (войсковая часть 62872) спешно был переброшен на Семипалатинский полигон, оставив свои позиции под Барнаулом.

Штаб части разместился в военном городке Чаган в 50 км от Курчатова. Ракетные дивизионы были приведены в боевое положение и закрыли воздушное пространство над Семипалатинским полигоном и базой дальней авиации в Чагане.

* Чаганская 60 зенитно-ракетная бригада (после 1968 года, 120 зенитно-ракетный полк) подчинялась 33 дивизии ПВО в Семипалатинске. Та в свою очередь подчинялась 14 отдельной Армии ПВО в Новосибирске. Армия подчинялась непосредственно Главнокомандующему войск ПВО СССР.

* Номера дивизионов менялись несколько раз. Наверное, чтобы запутать противника. А позывные дивизионов всегда оставались прежние.

 

KARTA_Smpl_5

 

 

1 (6) дивизион «Меч» - находился в 30-40 км строго южнее Курчатова.

                     (отвечал за ядерный полигон)

2 дивизион «Плотик» - возле 16 городка, к северу от озера Балактыкуль,

                     немного юго-западнее ОТФ Алга

                     (прикрывал хранилище ядерных боеприпасов авиадивизии)

3(4) дивизион «Зоология» - по трассе Чаган - Курчатов на левом берегу Иртыша

                      в районе 100го километра домик и написано Зим.

                      (создавал единую зону прикрытия)

4 (3) дивизион «Небоскреб» - примерно 1-1.5 км возле селения Ушаша 1

                      (защищал 7 Городок и аэродром с юго-востока)

6 (1) дивизион «Челн» - как раз под Долонью на левом берегу Иртыша

                    группа домиков и написано ОТФ

                      (защищал 7 Городок и аэродром с северо-востока)

5 дивизион «Рубец» - 30 км к юго-западу от Курчатова и 1.5 км от автомобильной дороги на площадку Ш. На современной карте он виден как: группа домиков недалеко от трассы и написано отд. совхоза Кызылкудук

                     (отвечал за ядерный полигон)

5 зенитно-ракетный дивизион находился на 30 площадке полигона и располагался прямо в степи.

 

* Тридцатая площадка полигона – это небольшие сооружения для установки приборов радиационной разведки.

 

* Все дивизионы в обиходе именовались словом «Точка». Представляли они из себя: четыре четырехквартирных домика с семьями офицеров, казарма, несколько хозяйственных построек, стартовая позиция, с пусковыми установками, станция наведения ракет и хранилище ракет. (Курсаков А.И.) (http://nuclear-poligon.ru/ )

 

Лето 1960 года

* По решению правительства страны в Чагане создается 2 полк в/ч 19068 (26) и укомплектовывается новейшими самолетами ТУ-95К способными дозаправляться в воздухе и нести одну ракету весом до 9 тонн. Марка ее «Х-20» (командир полка Фалалеев). (Коновальчук И.Д.)

 

* В Чаган из Белой Церкви прилетели самолеты 2 полка (в/ч 19068). (Коновальчук И.Д.)

 

Версия

В общении с личным составом первый полк называли «Чебаки» с особым ударением на букву «Ч». Это из-за того, что люди все свое свободное от службы время проводили на р. Иртыш и ловили рыбу Чебак, которая ловилась без всякой наживки на крючок. А вновь организованный второй полк, прозвали «Монголами», также как в Узине. Кличка «Монгол» прилипла к служащим Узинского второго полка, т.к. командир полковник Павлов своими раскосыми глазами и красноватым лицом был похож на монгола. (Коновальчук И. Д.)

 

Версия

                                Один из полков в шутку именовали "Чебаками", а другой "Монголами". Говорили, что так, называемые ЧЕБАКИ прибыли в, тогда еще, Москву-400 первыми. И когда, прибывший несколько позже, полк с умилением увидел целые гирлянды сушеной рыбы (т.е. тех самых чебаков)! ...Естественно первоприбыльцы и получили это прозвище: ЧЕБАКИ. А несколько позже, вроде бы, один из экипажей вновь прибывшего полка успешно отбомбился по местному коровьему стаду. Визит обескураженных казахов и дал повод прилепить героям ситуации прозвище: МОНГОЛЫ. (Усминский В. И.)

 

Версия