О полигоне Сары-Шаган (Приозерск, 10 государственный научно-исследовательский полигон)

   Помимо создания средств ПРО, а в последующем и ракетно-космической обороны, на полигоне с конца 50-х годов активно создавались средства противосамолетной обороны, а позже — решались задачи ПВО средствами, основанными на новых физических принципах с использованием лазерной техники. Немалый вклад полигона в испытания боевого оснащения отечественных ракетных комплексов стратегического назначения. Кроме того, на территории полигона был развернут учебный центр ВПВО, на котором проводились стрельбы войсковыми боевыми расчетами ЗРВ, в том числе войсковые учения различных уровней. На полигон при этом возлагалась задача мишенного и помехового обеспечения. Всего на полигоне было отработано:
  • 6 противоракетных комплексов;
  • 12 зенитных ракетных комплексов;
  • 7 типов противоракет;
  • 19 типов зенитных управляемых ракет;
  • 14 типов измерительной техники;
  • 18 радиолокационных комплексов;
  • несколько систем специального назначения (лазерных).
  Кроме того, обеспечены испытания 15 ракетных комплексов стратегического назначения и их модификаций.
  В ходе испытаний проведено:
  • 395 — пусков противоракет;
  • 5497 — пусков ЗУР (без пусков учебного центра ВПВО);
  • более 1500 проводок и обстрелов БР.
   Полигон сотрудничал с 37 министерствами и ведомствами, с 400 предприятиями, организациями промышленности и конструкторскими бюро, постоянно на полигоне работало свыше 70 экспедиций различных министерств и ведомств, ежегодно на полигон прибывало более 16 тысяч представителей промышленности.
  Численный состав полигона изменялся в зависимости от объема и характера решаемых испытательных и научно-исследовательских задач в пределах от 550 до 15 300 человек, не считая личного состава учебного центра ВПВО и строительных подразделений. В настоящее время осталось около 1500 человек (сотрудников полигона).

Создание системы ПРО А-135 «Амур»

   "МКСК "Амур-П" включало в свой состав следующие пространственно-разнесенные на расстояние до 100 км средства: многофункциональную РЛС "Дон-2НП" и командно-вычислительный пункт (КВП) с вычислительной системой "Эльбрус", стартовые позиции противоракет дальнего и ближнего перехвата с шахтным базированием, техническую позицию для подготовки ПР и систему передачи данных и связи. Строительство и развертывание МКСК "Амур-П" происходило с 1976 по 1979 годы, автономные испытания средств - с 1979 по 1982 годы.
   К 1978 году на полигоне "А" (Сары-Шаган), в основном, было завершено создание полигонного образца стрельбового комплекса и шли последние подготовительные работы к натурным стрельбовым испытаниям. Эти работы находились под жестким контролем партийных и государственных органов. Полигонный образец новой системы получил обозначение 5Ж60П. Он размещался на трех площадках полигона "А" и включал в себя:
- РЛС "Дон-2НП" с неподвижной ФАР, обеспечивающий обнаружение, сопровождение целей и наведение на них ракет-перехватчиков;
- шахтные пусковые установки; систему передачи данных, связывающую все средства комплекса в едином боевом цикле;
- командно-вычислительный пункт 5К80П, в котором размещались вычислительный центр, средства управления комплексом.
  На шестой площадке полигона "А" находились стартовые позиции ракет-перехватчиков космических целей - 51Т6, а на тридцать пятой - стартовые позиции перехватчиков средней дальности - 53Т6. На восьмой площадке находилась РЛС "Дон-2НП" и командно-вычислительный пункт 5К80П стрельбового комплекса.
   Высокоскоростные противоракеты 53Т6 разработаны в ОКБ "Новатор" под руководством Главных конструкторов Л.В.Люльева и П.Каменева и предназначены для перехвата ГЧ БР на атмосферном участке полета. КБ под руководством Л.В.Люльева приступило к работам по ПР (тогда ПРС-1 в рамках проекта системы ПРО C-225) в 1967 г. Первый образец для испытаний был изготовлен в 1973 году, с 1978 года начались пуски с использованием наземных средств опытного образца системы С-225, а до первого пуска в замкнутом контуре управления дело дошло только в июле 1981 года.
   В августе 1979 года были проведены бросковые испытания противоракеты 53Т6. ПР вылетела из шахты и приблизительно через 5 сек. подорвалась. На этом испытании был установлен дефект в конструкции газоотражателя шахты: в нем имелись отверстия и при старте ПР под ним создалось давление в 15 атм. и он сработал как поршень, вылетев из шахты на расстояние около 20 м, сминая ТПК и выдрав направляющие с опорным кольцом (общим весом около 7 тонн). Официально было заявлено, что плохое качество сварных швов привело к отрыву металлоконструкций. Позже толщина металлического стакана шахты была увеличена с 7 мм до 32 мм, превратив ее в силовую конструкцию. Аналогичным образом были переделаны шахты (по некоторым данным все 100), построенные под Москвой. Такая шахта имела глубину 18 м, ПР для нее находилась в ТПК из стеклопластика, а в шахту спускался по направляющим.
   В июле 1981 года был проведен первый успешный пуск в замкнутом контуре управления, а в апреле 1982 года осуществлен успешный перехват реальной баллистической цели. Расхождение с целью на дальности 40 км составило около 50 метров, что вполне достаточно для ее поражения цели. На этом испытания ПРС-1 со средствами системы С-225 были прекращены, а ракета была передана в состав системы А-135. При этом весь опыт испытаний и преодоления трудностей был полностью использован.
   Одно из испытаний системы прошло 18.06.1982 в рамках крупнейших учений Вооруженных сил СССР. Две ПР системы 5Ж60П запущенные с полигона "А" перехватили БРСД 15Ж45 РК РСД-10 запущенную с полигона Капустин Яр и одну БРПЛ Р-29 с атомной подводной лодки класса "Дельта".
  Заводские (предварительные) испытания комплекса с аппаратурой 1-го этапа были начаты в ноябре 1982 года и завершены в марте 1984 года. В ходе испытаний подтверждена правильность технических решений, заложенных при проектировании комплекса и его средств, оценены основные технические характеристики. За этот период проведено 8 пусков противоракет ДП, из них 4 в составе комплекса; 5 пусков противоракет БП, из них 4 в замкнутом контуре управления; 9 проводок попутных БР, 27 проводок ИСЗ, значительное количество облетов самолетами, циклов моделирования и функционального контроля комплекса.
   Испытания комплекса с аппаратурой 2-го этапа проводились с марта по октябрь 1987 года. Всего было проведено 2 пуска ПР ДП, 5 пусков ПР БП, 2 проводки заказных БР-мишеней и 36 попутных мишеней. Эти работы подвели итог предварительным испытаниям МКСК "Амур-П", по результатам которых сделаны выводы о соответствии основных характеристик комплекса заданным и о возможности перехвата современных БР, в том числе маневрирующей БР СД типа "Першинг-2". Вместе с тем, в процессе испытаний выявлен ряд недостатков, что предопределило решение о проведении этапа комплексных конструкторских проверок. На этом этапе (январь-июль 1988 года) выполнено 2 пуска ПР ДП, 3 пуска ПР БП, 5 проводок заказных БР-мишеней и 16 попутных мишеней.
   Испытания ядерных БЧ противоракет 53Т6 проводились на Семипалатинском полигоне, на спецобъекте "108-к", где находились испытательные штольни для НИИ Челябинск-70 и Арзамас-16. Ядерные БЧ противоракет 51Т6 создавались за счет уже существующей информационной базы по испытаниям ядерных БЧ мощностью около 1 Мт.
   В рамках проекта системы ПРО А-135 противоракеты 53Т6 предполагалось оснастить ядерными БЧ мощностью 10 кт. Разработка ядерных БЧ осуществлялась в Челябинске-70 и предположительно была закончена к 1989 году. В 1998-1999 гг. с противоракет 53Т6, возможно во избежание аварий, были сняты ядерные БЧ.
   В настоящее время противоракета оснащена обычной боевой частью направленного типа, формирующая поток энергии взрыва в направлении цели, аналогичной обычной боевой части ЗУР 9М82 системы ПВО С-300ВМ, но отличается большей массой и большим полем поражения. Вероятно она разработана там же, где и боевая часть ЗУР 9М82. В боевой части ЗУР 9М82 используются тяжелые поражающие элементы, представляющие собой осколки, массой 15 граммов каждый. При поражении цели плотность осколков, поражающих цель, составляет 5-6 фрагментов на квадратный метр, что вызывает гарантированное уничтожение боеголовки. Масса такой боевой части - 150 кг.
   Как заявил Генеральный конструктор системы ПРО А-135 А.Г. Басистов: "Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших, и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низковысотных спутников, и другие боевые задачи". А-135 работает в автоматическом режиме, включая обнаружение целей с поражением боевых блоков МБР с исключением детонации их зарядов.
   Плановые испытания ПР 51Т6 и 53Т6 проходили вплоть до 1993 года, но в связи с недостаточным финансированием они были приостановлены, и до 1999 года не проводились. 2 ноября 1999 г. в 17 часов 51 мин. по московскому времени на 35-й площадке полигона Сары-Шаган специалистами войск РКО были проведены испытания противоракеты средней дальности 53Т6, снятой (для испытаний либо планово) с боевого дежурства. Испытания проводились под руководством главнокомандующего РВСН Владимира Яковлева и закончились успешно - автомат подрыва уничтожил ракету в заданной точке пространства.
   Противоракеты системы А-135 способны перехватывать баллистические ракеты противника и их головные части, летящие на высотах от 5 км до ближнего космоса, идущие на скорости до 6-7 км/с. Перебежавший в 1980 году на Запад советник Генерального секретаря ООН В. Шевченко утверждал, что эта система способна поражать цели с эффективностью 95%
  Боевые возможности системы А-135 позволяют: парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня; повысить порог ответного ядерного реагирования; обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том числе принимающих решения на ответные действия; в мирной обстановке или в начальный период безъядерного конфликта обеспечить точной информацией о космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих город Москву.

Противоракета 53Т6

Старт противоракеты 53T6

   ПР выполнена по схеме "несущий конус" без аэродинамических несущих и управляющих элементов, со специальным теплозащитным покрытием. В качестве органов управления и стабилизации использовались газоструйные двигатели с вектором тяги, направленным перпендикулярно оси ракеты. ПР имеет одноступенчатую схему с отделяемой головной частью. В двигателе использовался быстрогорящий порох За 4 секунды работы двигателя ракета разгонялась до максимальной скорости. При этом осевые перегрузки достигали 300 ед., а температура обшивки поднималась до 2000 градусов. При этом ПР достигала скорости более 4 км/с. По утверждению очевидцев испытаний, скорость ракеты настолько огромна, что невозможно увидеть ракету при выходе из ШПУ и уследить за ней в момент полета. В камерах сгорания двигателей происходит не горение, а управляемый взрыв.
   В 1973 г. создан и поставлен для испытаний экспериментальный образец ПР. Первые пуски были проведены с наклонной пусковой установки под углом 20° к горизонту. До второго пуска ракета не оснащалась бортовой аппаратурой и, как правило, ломалась. С третьего - ракета имела штатную комплектацию. Разделение ступеней не производилось.
  Начиная с 1978 года, с 7 по 11 пуски проводились с использованием средств первого опытного образца системы. Начиная с 12 пуска в 1979 году, использовались средства второго опытного образца. Испытания проходили с большими трудностями, связанными с особенностями ракеты. Из 15 последующих пусков в 6 ракета ломалась и до 17 пуска не удавалось обеспечить надежную радиосвязь с бортом. Дело в том, что конструкторы ракеты, заботясь о прочности и аэродинамике, отвели для установки бортовых антенн донную часть второй ступени ракеты. Как показали испытания, в полете эти антенны полностью экранируются плазмой. После детального анализа конструкторам ракеты пришлось установить антенны на корпусе конусной образующей ракеты перед соплами газоструйной системы управления. Причем была разработана система переключения антенн в зависимости от положения оси ракеты относительно радиотехнических средств комплекса. С такими трудностями разработчики не встречались. Начиная с 17 пуска, удалось получить устойчивую связь по каналу управления, а с 20 - и по каналу визирования.
   В ракету, по словам Главкома РВСН В.Яковлева, был заложен "определенный технический и научный задел, который можно будет рассматривать на дальнюю перспективу". По ряду параметров ПР 53Т6 не имеет аналогов в мире, а по тяговооруженности и допустимым перегрузкам превышает более чем в 1,5 раза все имеющиеся лучшие мировые образцы. ПР находится в постоянной готовности к применению в течении длительного срока эксплуатации без проведения подготовительных технологических работ во всех климатических зонах.
   Пишет Писаренко Вадим, служил на 79 измерительной площадке 10 ГНИП в 1989-91 годах:
   "Очень интересно, что даже находясь в непосредственной близости от пусков и наблюдая их по долгу службы, мы практически не знали ни состава развернутой системы, ни состава проводимых работ.
  Может я заблуждаюсь, но немного о личных наблюдениях: все эти перехваты осуществлялись с 35-ой площадки. Стреляли "по нам" с Капустина Яра обычно ночью. Могу ошибаться, но летела ракета больше десяти минут. В определенный момент происходила вспышка на все небо - неяркая, но заметная - говорили, что это ракета входила в атмосферу. И еще через некоторое время появлялась яркая точка, которая шла в сторону 35-ой. С нашего ракурса так получалось, мы были ровно на юг от нее. Насколько я знаю, эти болванки падали юго-восточнее Джезказгана в районе 62-ой площадки, если их не сбивали. И далее был старт уже противоракеты, которая очень ярко и быстро, поистине СПРИНТ, двигалась к ракете, подрыв и одни яркие осколки ..."

   Указом Президента России от 17 февраля 1995 года система противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района А-135 была поставлена на боевое дежурство. В 1997 г. разработчики системы ПРО А-135 были удостоены Государственных премий РФ.



По материалам сайтов:

 

http://pvo.guns.ru/,
http://www.arms.ru/,
http://www.vko.ru/,
http://www.priozersk.com/ и ряда других

 


Назад | Главная | Наверх